Концепцию создания федеральных университетов на своей базе представили три вуза - Дальневосточный государственный университет (ДГУ), Московский институт стали и сплавов (МИСиС) и Московский инженерно-физический институт (МИФИ).

Из проекта, предложенного ДГУ, очевидно, что программа университета будет ориентирована на решение геополитических задач и в первую очередь на инновационное развитие Дальневосточного федерального округа. Как сообщил ректор ДГУ Владимир Курилов, к университету предполагается присоединить ряд вузов Приморского края и сконцентрировать усилия на пяти основных направлениях. Это подготовка специалистов для комплексного изучения и освоения ресурсов Мирового океана, реализация научно-образовательных программ и разработок в области био- и нанотехнологий, укрепление позиций русского языка на Дальнем Востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Пятым стратегическим направлением станет создание Международной школы бизнеса для подготовки управленческих кадров высшего звена.

У МИФИ более специализированная программа: 6 российских вузов и 18 учреждений начального и среднего профобразования планируется объединить в консолидированную систему подготовки высококвалифицированных кадров для атомной отрасли, ядром которой станет Федеральный ядерный университет.

МИСиС в свою очередь предлагает создать инновационно-технологический комплекс, который будет выпускать специалистов для широкого спектра системообразующих отраслей экономики. Приоритетами станут нанотехнологии и технологии новых материалов, телекоммуникационные, здоровьесберегающие технологии, технологии живых систем и рационального природопользования.

Все три вуза видят в основе финансовой модели новых университетов частно-государственное партнерство, в том числе создание целевых капиталов - эндаументов.

Подводя итоги обсуждения, Аркадий Дворкович порекомендовал вузам доработать свои концепции, обратив особое внимание на тесную интеграцию с наукой, подумать об экспорте образовательных услуг, а также четко определить конкурентные преимущества университетов, в том числе на международном уровне.

На заседании обсуждалась также проблема замены школьных автобусов, поставленных в регионы в 2006 году. Напомним, что за счет федерального бюджета помимо 22-местных машин тогда было закуплено 442 11-местных автобуса марки УАЗ. Однако выяснилось, что этот вид автотранспорта не соответствует требованиям государственного стандарта к транспорту для перевозки детей. Для решения этой проблемы перед российским автопромом была поставлена задача разработать модель детского автобуса на 11-13 мест, который бы полностью отвечал необходимым требованиям, а также доработать и сертифицировать УАЗы. Весной этого года на нескольких российских предприятиях уже начался выпуск новых моделей. Сегодня из 442 автобусов, не соответствующих ГОСТу, заменено 220.