Вася пишет, Рома считает

Как-то раз, учась уже в шестом классе, она сумела объяснить своим подругам задачу по математике. Они сказали тогда: «Тебе бы в учительницы идти!» С тех самых пор Люба решила, что станет педагогом. После получения аттестата она целый год работала пионервожатой и учителем физкультуры. Но мечтала о другом. Больше всего хотела учить тех, кто еще не знал счета, азбуки, падежей и таблицы умножения, - первоклашек и учеников начальной школы.

Мечта осуществилась. Окончив через два года Карельское педучилище в Петрозаводске, Люба стала Любовью Павловной, директором и учителем малокомплектной школы села Волдозера. В 1959 году восемь человек из четырех разных классов, задиристых и покладистых, прилежных и не очень, стали первыми учениками Кошевой. Спустя три года молодая учительница вышла замуж и уехала в Беломорск, где какое-то время работала в районном отделе образования, а потом учителем начальных классов в школе №3 Беломорска.

На мой вопрос о том, что же Любовь Павловна больше всего любит в своей профессии, она ответила так:

- Люблю просто учить: писать буквы и цифры, считать. Мне нравится математика. Но среди моих учеников много врачей, учителей, юристов, экономистов. Людей очень разных. И знаете, что я давно уже заметила? Дети сильные, которых нужно только направить, и они дальше пойдут в своем развитии, став взрослыми, не всегда тебя узнают на улице. Но те, с кем ты особенно долго возился, вытягивал, помогал, подойдут всегда.

33 года после приезда из Беломорска Любовь Павловна Кошева работала учителем начальных классов в петрозаводской школе №6. Работала на совесть, старалась со своими детьми встречаться не только на уроках, но и возить их на экскурсии, бывать в походах, на соревнованиях, концертах. Тогда, по ее словам, учителя не думали, что за дополнительную работу им должны доплачивать, просто работали. За эти без малого три десятка лет Любовь Павловна была еще и завучем. Но на должность эту она приходила, только если была острая необходимость.

- Попросят - соглашусь. Доведу ребят до выпуска и опять прошусь обратно, быть просто учителем, - рассказывает она.

...О трудностях Любовь Павловна вспоминать не любит. Но в ее жизни произошли две огромнейшие потери - сына и мужа. Как справляются с таким горем, обычно не спрашивают. Но помогли ей в этом работа и ученики. Сначала Любовь Павловну убедили не уходить из родной шестой школы, в которой Кошева так долго работала. Потом она поняла, что без детей, проверки тетрадей жизнь стала бы слишком скучной.

В 90-е годы, когда в Карелии только начали появляться классы для детей с замедленным психическим развитием, Любовь Павловна вновь оказалась рядом. Тогда один учитель работал с учениками, которых было не меньше тридцати. Приходили они из разных школ города и сразу же шли во второй класс. На деле приходилось заново осваивать с ними материал первого года обучения и только потом приниматься за программу второго класса. Подобный опыт помог Кошевой научиться общаться и добиваться хороших результатов в процессе обучения педагогически запущенных детей.

Он-то и оказался незаменимым в тот момент, когда она пришла в республиканский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Возрождение». Все эти семь лет Любовь Павловна работает по программе социально-педагогической реабилитации детей из семей социального риска «В школу с радостью». Это значит, что она учит ребят, которые по каким-то причинам не могут адаптироваться в обычной школе. Но с помощью специалистов центра и при непосредственном участии социального педагога ученик не просто возвращается или заново идет в общеобразовательную школу, а начинает стремиться к знаниям. За один год у Кошевой обычно бывает не меньше 80 таких учеников. За семь лет 560 ребятишек обрели бесценный опыт общения с замечательным педагогом.

Детей из центра она чувствует душой. Почему? Может быть, оттого, что сама в детстве была такой же сложной и непокладистой? Например, в третьем классе маленькая Люба осталась на второй год. А еще у Кошевой характер сильный и волевой. Я поняла это еще шесть лет назад, когда случайно оказалась на ее уроке. Тогда я пришла в центр «Возрождение» к своему знакомому педагогу. А она, зная, что я недавно поступила на филологический факультет, отправила меня на занятия к Любови Павловне со словами: «Посмотри, как профессионалы работают!» Я долго недоумевала - дети сами книжки читают, что-то в тетрадях пишут, у доски работают. И только несколько лет спустя, после первой своей педагогической практики, догадалась, что это и есть самое сложное - настроить детей на рабочий лад.

- Любовь Павловна, как же у вас получается требовать результатов от ребят, которые не привыкли учиться?

- Я прошу их выполнять мои требования: стараться быть прилежными, не зевать на занятиях, внимательно слушать объяснения. В каждом случае я стараюсь придумать что-то такое, отчего ученик сразу постарается изменить поведение к лучшему. Ведь ребенку, который ушел из семьи или потерялся, в общем, оказался в сложной жизненной ситуации, нужна помощь, в том числе и обычное человеческое общение.

Примером такого человеческого общения становится каждый рабочий день учителя с полувековым стажем. В девять часов утра собираются ученики на занятия. Поначалу нехотя заходят в класс, рассаживаются по своим местам, но спустя несколько минут детей просто не узнать. Для начала Любовь Павловна «будит» своих подопечных - то непривычно сложным примером, который разбирают всем классом, то заковыристым ребусом, то обычной игрой на внимание и память. Любовь Павловна учит ребят работать в команде, не бояться ошибок и в то же время думать. После такой разминки начинается индивидуальная работа с каждым учеником. На моих глазах, можно сказать, играючи учительница у Вовы проверила домашнюю работу по русскому, пока тот читал природоведение, Насте задала несколько вопросов по литературе, Рома в это время решал задачу по математике, а Вася учился выводить букву «з».

На прощание я спросила у Любови Павловны Кошевой:

- У вас есть в жизни правило, которому вы всегда следовали?

- Да. В один из самых непростых моментов моей жизни - при переезде в Петрозаводск, на новое место работы, мне пришлось давать открытые уроки. Тогда первыми моими помощниками стали методисты из Карельского педагогического училища. А Ида Федоровна Арайс, которая тоже работала в школе №6 учителем начальных классов, была моим настоящим другом и наставником. Однажды она сказала так: «Никогда, слышишь, никогда не кричи на детей и не унижай ребят своим неуважительным к ним отношением». Я эти слова запомнила на всю жизнь. И ни разу это правило не нарушила.

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск

Фото автора