Сегодня практически завершается первый этап модернизации образования. И нам, естественно, очень важно ваше мнение о том, что не получается, что необходимо изменить. Мы должны говорить от вашего имени, а не просто о том, что волнует профсоюз или руководителей организаций.

К сожалению, сейчас людям очень трудно понять, на кого можно опереться, кто может помочь. Вы должны усвоить главное: профсоюз - это не только председатель профкома, областной или районной, городской организации, профсоюз - это мы с вами. И ничего мы не добьемся, если каждый из нас не поймет, что бороться за что-либо можно только объединенными усилиями. Поэтому нам, профсоюзу, важно, говоря с правительством, выражать мнение учителей. Тогда мы будем чувствовать себя увереннее, зная, что мы не генералы без армии, что у нас есть команда, которая способна и готова защищать свои интересы.

Мы все время слышим: приоритет образования, забота об учителе. Но одно дело пятого октября говорить учителю, что он главная фигура и от него зависит будущее России. И совсем другое - каждый день конкретными делами подтверждать свои слова, произнесенные в праздничные дни.

Я знаю, у вас есть сомнения: «Ну кто о нас побеспокоится?». Я вам только одно хочу сказать: ни руководство, ни правительство, ни государство, если мы не будем высказывать свое совершенно профессиональное мнение, которое отражает реальную ситуацию, о вас не побеспокоится.

Я вовсе не призываю вас выйти на улицу с флагами нашего профсоюза и что-либо требовать, но высказывать свое мнение в любой ситуации, когда есть возможность, нужно. Ведь к вам приковано внимание каждой территории, вы - победители конкурса «Учитель года», на вас смотрят, к вашему мнению прислушиваются.

Недавно состоялся IV съезд Профсоюза работников народного образования и науки, на котором были учителя, руководители наших территориальных организаций, председатели профсоюзных комитетов вузов и студенческих организаций всех субъектов Федерации. Делегаты съезда приняли обращение к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ. В нем сказано, что для успешной, эффективной модернизации образования необходимо решить вопросы о повышении статуса учителя, поэтапном росте заработной платы, улучшении условий для повышения квалификации, введении надбавок молодым учителям и за непрерывный стаж работы.

Сейчас везде подводятся итоги единого государственного экзамена, профилирования школ, широкомасштабного эксперимента по содержанию образования. Но нигде ничего не говорится об учителе, который это все будет реализовывать, о том, готовы ли педагоги вынести на своих плечах эти нововведения. Или мы так и будем рассчитывать на самоотверженность, самоотдачу, на приверженность своей профессии и до бесконечности этим пользоваться? Насколько это правильно и как долго этот резерв еще можно использовать? Ведь, как бы учитель самозабвенно ни относился к своему делу, его терпению и возможностям есть предел.

С 1 октября заработная плата учителя повысилась на 33%, казалось бы, наш доход должен возрасти. Но у начинающего педагога сегодня ставка 900 рублей, у учителя с 20-летним стажем работы - 1300, и если им добавить 33% - это мизер. Далеко не каждый имеет возможность взять дополнительную нагрузку. И мы опять остаемся на нижайшем уровне. На молодые кадры рассчитывать очень сложно, а если учесть, что наша система образования держится в основном на людях старшего возраста, то скоро может наступить кадровый вакуум. По некоторым территориям уже сегодня дефицит кадров от 10 до 50 процентов.

Министр образования В.М. Филиппов заявил, что до 2007 года нужно сократить 450 тысяч учителей. Возникает вопрос: откуда возьмутся на это деньги? В некоторых областях сейчас такая ситуация, что в одной части безработица, а в другой - дефицит кадров. Миграция учителей невозможна, так как, во-первых, им не на что переехать даже из одного района области в другой, а во-вторых, нет никаких условий для жизни.

К тому же, с принятием последней Конституции РФ получилось, что школа отделена от государства, потому что ее передали муниципалитету, который перестал быть органом государственной власти. Мы три с половиной года настаивали на том, чтобы была восстановлена ответственность государства за школу, чтобы финансирование заработной платы и расходов на организацию учебно-воспитательного процесса было перенесено на субъекты РФ, и, наконец, добились принятия этого закона. Сейчас готовятся документы, а некоторые уже приняты, о разграничении межбюджетных полномочий.

Эти 33% нас удовлетворить не могут, и в своем обращении мы требуем установления федеральной гарантии оплаты труда, увеличения финансирования заработной платы не менее чем в два раза и обеспечения необходимой помощи субъектам РФ. В бюджете 2004 года на это не предусмотрено ничего. Поэтому делегаты съезда в первый день чтения проекта бюджета на будущий год вышли на площадь перед Госдумой и провели пикет. Сейчас мы направили письма с нашим обращением каждому депутату, где настаиваем на увеличении заработной платы минимум в 1,5 раза путем индексации (20-30%) и введения надбавок за непрерывный стаж и молодым учителям. Проект этого закона находится в комитете по образованию Госдумы.

Все нововведения направлены сейчас на уменьшение расходов на образование, распространение платного образования, реструктуризацию, оптимизацию школы. Это связано с заключительным этапом подготовки к вступлению России в ВТО. Есть генеральное соглашение «О торговле и услугах», где образование приравнивается к услугам, что опять же ведет к его приватизации, коммерциализации. Получается, что качественное образование могут себе позволить только 20% граждан. И эта проблема касается не только России. Крупнейшая международная организация «Интернационал-образование», куда входят профсоюзы более 120 стран мира, в том числе и российский, выразила свою обеспокоенность.

Я ни в коем случае не хочу нагнетать обстановку, но вы должны это знать, понимать. Не стойте в стороне, ваш голос должен быть услышан.