НИО как часть информационной культуры и как основа для формирования готовности молодежи к использованию цифровых услуг общества, предоставляемых регионом и страной, предусматривает комплексное развитие трех направлений работы. Сюда входят:

эффективное использование и развитие информационной среды как каждой школы, так и информационного пространства региона в целом;

системное наращивание кадрового потенциала педагогов всех школ в сфере ИКТ по принципу функциональности информационной среды конкретной школы;

формирование и встраивание в работу школы новых образовательных технологий, позволяющих каждой школе гарантировать семье и обществу адекватную времени социальную и информационную активность выпускников, их конкурентную способность в новом информационном мире.

Ядром ИУМК по информатике и ИКТ 2-11-х классов издательства БИНОМ стали сформированные за 2001-2005 годы УМК по информатике по всем ступеням обучения с ЭОР к ним. Их наполнением в части удовлетворения запросов учителей по использованию ИКТ в практической школьной жизни, общеучебной деятельности детей и профильном обучении по различным предметам на основе ИКТ стали практикумы и элективные курсы по информатике и ИКТ, для разработки которых были привлечены специалисты РАО и ведущих университетов страны.

Развитие процессов модернизации структуры и содержания российского образования потребовало новых механизмов интегрированного обучения детей по всем предметам с использованием ИКТ. Используя концепцию непрерывного курса информатики, представленную в новой книге С.А.Бешенкова «Непрерывный курс информатики», издательство БИНОМ перешло ко второму этапу инициативы НИО. Он начался с января 2008 года и предусматривает свое развитие до 2015 года в партнерстве с ИПК и опорными школами в ряде регионов страны. Готовится к выпуску в 2009 году книга М.С.Цветковой «Модели непрерывного информационного образования в школе» в серии «Информатизация образования».

Основное направление этого этапа развития - методическое содействие ИПК региона (как консолидирующего звена) в системном информационном обновлении школьного дела на 2008-2015 годы на основе внедрения системного ИУМК по информатике и ИКТ в школы региона как ядра для разворачивания новых образовательных технологий в предметном обучении детей.

Совместно с ИПК региона методисты БИНОМ формируют модель НИО для всех школ региона и координируют апробацию аналогичных моделей в опорных школах - лидерах в сфере ИКТ. На основе опыта этих учреждений предполагается вовлечение всех школ региона в общую информационную образовательную среду на основе Интернета как целостного школьного организма. Такие сетевые объединения школ становятся сетевыми кластерами с узлами в опорных школах.

Особое значение в системе профильного обучения в условиях сетевой связности школ приобретает развитие естественно-научного образования в информационной среде школы. Формирование нового ИУМК по естественно-научному циклу (ИУМК ЕН) открыто издательством с 2005 года, для чего был привлечен авторский коллектив ученых МГУ. Такой ИУМК ЕН предусматривает целостное развитие и наполнение учебно-методическими материалами и ЭОР и включает в себя систему УМК по математике, физике, химии и биологии с межпредметными практикумами и элективными курсами на основе ИКТ.

Таким образом, ИУМК по информатике и ИКТ становится системообразующим основанием для разворачивания на основе ИКТ-компетентности школьников естественно-научного образования. На основе информационной активности детей в партнерстве с педагогической бригадой естественно-научных предметов формируется единая картина мира, развивается познавательная активность в самообразовании с помощью новых ИКТ-ресурсов и средств обучения. Межпредметные практикумы и элективные курсы органично дополнят ИУМК, особенно в части библиотеки элективных курсов серии «ИКТ в предмете». ИУМК по информатике и ИКТ 2-11-х классов, Библиотеки «ИКТ-БИНОМ», «Информатизация образования» и «ИКТ в работе учителя», разрабатываемый ИУМК естественно-научного цикла издательства БИНОМ, составляют методическое обеспечение НИО.

Методическую поддержку школ, внедряющих модели непрерывного информационного образования школьников в неразрывной связи с развитием кадрового потенциала учителей и информационной среды школы, обеспечивает Методическая служба издательства БИНОМ, открытая к сотрудничеству в том числе и в сетевом режиме (http://metodist.lbz.ru). Она развернула проектный этап инициативы НИС с 2008 по 2010 годы с Иркутской, Новосибирской, Московской (Подольский район) областями, Ханты-Мансийским автономным округом, Якутией и Кабардино-Балкарией (http://metodist.lbz.ru/podr_iniciativa_BINOM_neprer.html).

Марина ЦВЕТКОВА,

tsvetkova@LBZ.ru