Анкетирование экспертов показало, что в ближайшей перспективе соотношение чисто очного, исключительно виртуального и комплексного (смешанного) обучения составит соответственно 54,7 - 13,7 - 31,6 процентов. К слову, для США аналогичные данные равны 20 - 20 - 60 процентам.

Глобальной сети немного больше 30 лет, и строилась она отнюдь не в целях образования. Попытаюсь сформулировать ее видение с точки зрения преподавателя, для которого Интернет представляется совокупностью компьютерных сетей, связывающих участников образовательного процесса между собой с широким выбором информационно-образовательных и телекоммуникационных услуг, предоставляемых Всемирной паутиной.

Прогресс использования Интернета в плане образования обусловлен следующими его свойствами (услугами):

публикация учебно-методической информации в гипермедийном варианте;

педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Можно утверждать, что благодаря именно этим простым и понятным свойствам Интернет не ждет печальная участь, которая постигла в свое время в образовании кино, телевидение и локальные компьютеры.

Отмечу, что со стороны консервативно настроенной научно-педагогической общественности до сих пор проявляется как минимум безразличное или даже враждебное отношение к Интернету, а чаще - просто отрицание его присутствия в учебном процессе. И все лишь потому, что они не имели возможности познакомиться с его дидактическим потенциалом.

Конечно, Интернет - это все-таки инструмент молодых. По результатам исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» и сайтом Страна.ру (www.strana.ru), выяснилось, что основную группу пользователей Глобальной сети (25 процентов) составляют подростки в возрасте 16-20 лет. А средний возраст преподавателей вуза в России сейчас 60 лет. Эти данные - лишний повод для размышления.

Модели обучения

Количество вузов, активно внедряющих у себя интернет-обучение, непрерывно растет. В качестве примера можно рассмотреть следующие образовательные учреждения:

Российский университет дружбы народов (www.rudn.ru);

Московский государственный индустриальный университет (www.msiu.ru);

Российский институт управления имени В.П.Чернова (www.tantal.ru);

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (www.sssu.ru);

Томский государственный университет (www.tsu.ru);

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (www.mesi.ru);

Финансовая академия при Правительстве РФ (www.dofa.ru);

Московская финансово-промышленная академия (www.mifp.ru).

На сегодняшний день все они делятся на две категории: одни практикуют чистое интернет-обучение, другие - комплексное, которое имеет, в свою очередь, множество видов и подвидов.

Пока что наиболее распространено первое направление. Оно практикуется, в частности, в Интернет-университете информационных технологий (www.intuit.ru), Высшей школе образовательных технологий при Московской финансово-промышленной академии (www.mifp.ru) и других учреждениях.

Организация учебного процесса здесь чаще всего сводится к дидактической тройке - изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию и возможности консультаций с преподавателем. Как правило, тут хорошо отлажена административно-финансовая подсистема в части ведения личных дел, оплаты обучения и прочего.

Имеет смысл упомянуть и систему повышения квалификации преподавателей:

Российский государственный институт открытого образования (www.openet.ru);

Глобальный открытый университет (www.gou.ru);

Южноуральский государственный университет (http://ode.ru);

Федерация Интернет Образования (www.fio.ru) и так далее.

Здесь также широко распространено дистанционное образование через Интернет в чистом виде. Например, в РГИОО повышение квалификации проводится по трехмесячному курсу «Преподавание в Глобальной сети», причем весь процесс, от зачисления до выдачи диплома, реализуется в Интернете. Обеспечение курса оформлено в виде сетевого учебно-методического и информационного комплекса, куда входят:

учебная программа;

учебное пособие;

руководство;

хрестоматия;

контрольный блок (тесты, семинары, практические задания, проекты).

Учебный материал, отражающий содержание курса, разбит на модули, которые имеют одинаковую структуру:

1. Цели изучения темы.

2. Методические рекомендации по изучению учебного материала.

3. Учебный материал.

4. Выводы.

5. Практикум (индивидуальные задания, эссе, рефераты).

6. Тесты для самоконтроля.

7. Литература (основная, дополнительная).

Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, консультации, электронные семинары и виды электронных занятий, которые используются при изучении каждого модуля. Кроме того, учебный материал дублируется на CD, высылаемых слушателям по обычной почте.

Аналогичная организационная структура учебного процесса по модели чистого интернет-образования реализована в Московской финансово-промышленной академии. По отдельному (или интегрированному) курсу готовится специальный УМК, куда входят учебная программа, учебное пособие, выполненное в гипертексте, руководства по изучению дисциплины, глоссария и других дидактических аксессуаров. Обучение проводится с использованием различных видов электронных видов учебных занятий, консультаций, групповых и индивидуальных проектов, тестирования. Помимо этого каждый студент также обеспечивается компакт-диском, на котором размещается УМК с мультимедийным представлением учебного материала, видеолекциями, справочниками, системой самотестирования и другими дидактическими интерактивными элементами. Как видно, здесь реализуется модель «Интернет+CD», причем на Глобальную сеть перекладывается в основном педагогическое общение.

Похожей схемы виртуального обучения дистанционного образования придерживается Российский институт управления, где в учебном процессе дополнительно используется видеоконференцсвязь, есть полнотекстовая библиотека и осуществляется круглосуточная консультационная поддержка студентов.

Пожалуй, наиболее продвинутым в части применения видеоконференцсвязи при проведении учебных занятий можно считать Институт открытого образования при Финансовой академии. Это средство информационных технологий широко применяется в учебном процессе наряду с CD по отдельным курсам. Подобную субмодель можно условно обозначить как «Интернет-обучение + CD + видеоконференцсвязь».

Чтобы подчеркнуть, что Всемирная паутина применяется не только в высшем, но и в общем среднем образовании, можно рассмотреть сетевой процесс в Интернет-школе (www.internet-school.ru). Педагогические услуги здесь представлены с помощью самодельной оболочки на базе бесплатно распространяемого Минобрнаукой РФ Конструктора сайтов. Поступивший на обучение школьник 10-11-х классов получает широкий спектр педагогического сервиса: доступ к чтению учебного материала в мультимедийном исполнении, тестирование, консультации преподавателя, воспитателя и психолога.

Проект предполагает построение системы дистанционного обучения, включающей получение информации по всем предметам, представленным в Федеральном базисном учебном плане, методическое on-line сопровождение учебного процесса (так называемая система тьюторства), текущий контроль знаний (интерактивные тесты, виртуальные практикумы и лабораторные работы, контрольные работы в режимах on-line и off-line и тому подобное), электронный журнал, планировщик занятий, позволяющий ученику самостоятельно строить индивидуальную программу изучения учебных курсов, и прочее.

ИКТ часто встраиваются в традиционно существующий учебный процесс образовательного учреждения. В этом случае интернет-обучение существует как некоторый дополнительный или альтернативный вариант обучения наряду с традиционно присущей данному вузу моделью. То есть ИКТ используются на отдельных видах занятий, например, вместо обычного семинара преподаватель организует дискуссию в форуме, или из учебного плана по специальности студент может выбрать отдельную дисциплину, которая изучается им в виртуальном варианте, а в дальнейшем засчитывается студенту как изученная в очном варианте, и так далее.

Программные средства

Теория и практика дистанционного образования показали, что подобную деятельность целесообразно проводить в масштабе образовательного учреждения с использованием специального программного обеспечения (оболочек). Их разработкой занимаются многие отечественные и зарубежные фирмы. Несмотря на многообразие, все подобные программы имеют одинаковую типовую структуру. Между тем можно отметить интересную особенность: каждый вуз, даже зная о наличии насыщенного рынка оболочек, стремится разработать свою собственную. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция использовать несколько оболочек сразу.

Впрочем, проблема выбора оболочки для организации учебного процесса с применением интернет-технологий (e-Learning решения) с точки зрения педагога не так остра, как она представляется для вузовских менеджеров, которые оценивают приобретение и внедрение ее в учебный процесс с учетом технико-экономических показателей, конечно, не особо утруждая себя размышлениями о дидактике.

Александр АНДРЕЕВ, заведующий кафедрой педагогики, Московской финансово-промышленной академии, Москва