В работе «круглого стола» приняли участие директор по работе с партнерами службы знакомств «Мамба» (www.mamba.ru) Алексей Жавнерчик, советник по связям с общественностью компании «Электронные офисные системы» Андрей Акопянц, медиадиректор портала LiveInternet (www.liveinternet.ru) Руслан Чачанов, руководитель интернет-департамента холдинга «МИЭЛЬ» Рустем Богданов, а также «виновники торжества» - создатель и генеральный директор сайта «Одноклассники.ру» (www.odnoklassniki.ru) Альберт Попков и исполнительный директор этого ресурса Александр Авдеев.

Вел «круглый стол» Дмитрий Кравчук, основатель и главный редактор сайтов «Стихи.ру» (www.stihi.ru) и «Проза.ру» (www.proza.ru). Во вступительном слове он охарактеризовал общие тенденции развития Рунета.

Эволюция по Марксу

- Если среди вас есть материалисты, - обратился Дмитрий к участникам «круглого стола», - давайте вспомним основы учения о базисе и надстройке. Технологии Рунета составляют базис. Все остальное - сайты, взаимодействие пользователей - это надстройка. Тренд в Рунете изменяется по тем же законам, по которым происходит изменение социального строя. Сначала пользователей было мало, все они были научными сотрудниками и использовали только электронную почту в своих университетах. Затем, когда пришел массовый пользователь по модемам, произошел бум - получили распространение поисковики и бесплатная почта. Наиболее продвинутые люди рассматривали Интернет как подручное средство, чтобы что-то найти и отправить письмо другим подключенным.

По мере того как к Сети подключалось все более активное население, выяснилось, что среди них много фотографов, писателей и представителей прочих творческих профессий. Оказалось, что заполнять Интернет контентом могут сами пользователи, а не только специально обученные люди из редакций интернет-порталов. Им просто нужно предоставить для этого возможности. Кто первый это сделал, тот и стал лидером - в качестве примера можно привести, например, «Живой журнал» (www.livejournal.com).

Возможны ли были «Одноклассники» 5 лет назад? Вряд ли, поскольку из каждого класса доступ к Интернету имели по одному ученику, им просто не с кем было общаться. Однако с увеличением числа пользователей появилась возможность знакомиться через Сеть. Так родилась «Мамба». Изменился базис, а как только подключились все, появились возможности для эволюции надстройки.

Никакого секрета успеха у «Одноклассников» на самом деле нет, просто они вовремя уловили и удовлетворили потребность пользователей. Сам ресурс представляет собой клон зарубежного проекта, в котором несколько лет работал его основатель Альберт Попков. Функционал сайта простой, запрограммировать его способен один студент за пару месяцев, как и произошло с сетью «ВКонтакте». И реклама ему не нужна: пользователи придут сами и приведут всех своих друзей.

Почем нынче юзер?

Действительно ли реально сделать успешный проект «на голой идее», без серьезных инвестиций? Альберт Попков, отец-основатель проекта «Одноклассники.ру», считает, что это далеко не так.

- Не совсем правильно говорить, что мы просто первыми в России сделали поиск одноклассников в Сети и этим прославились. Такие сайты были и прежде - к примеру, LiveInternet в то же время выполнял аналогичные функции, да и LiveJournal был создан намного раньше нас. На момент создания «Одноклассников» таких сайтов насчитывалось не меньше шести. И тут важно понимать, что именно мы сделали. Мы просто взяли идею, которая была на поверхности, - объединили в себе поиск одноклассников и социальную сеть, причем наглядно, с картинками, друзьями, друзьями друзей и так далее. Говорить, что мы не вкладывали ничего в раскрутку, тоже неправильно. При создании проектов очень важно учитывать в том числе маркетинговую часть.

Первый год проект существовал как мое личное хобби. Сейчас уже сложно подсчитать, сколько я потратил на его раскрутку, - наверное, несколько сотен тысяч долларов. Потом пришлось привлечь более крупные инвестиции. Понятно, что без серьезных вложений очень трудно быть успешными и конкурировать с крупными игроками.

Партнеры

Существует и другой способ привлечь пользователя - партнерские программы. Так поступал в свое время сайт знакомств «Мамба».

- Мы подключили такие солидные структуры, как Мейл.ру, Рамблер. Они-то и помогли создать критическую массу пользователей, которая потом стала сама себя раскручивать, - открыл тайну успеха «Мамбы» Алексей Жавнерчик.

Важно понимать, что, когда проект стартует, первые пользователи приходят, регистрируются, но еще не могут никого найти. Они не рассказывают о проекте друзьям, никого не приводят, а значит, «эффект сарафанного радио» пока отсутствует. Кстати, эффект этот стал заметен лишь спустя 9 месяцев существования сайта, когда был набран первый миллион пользователей.

Недавно стартовавшему проекту ИМХО.нет (http://imhonet.ru) до первого миллиона еще очень далеко: его суммарная посещаемость составляет около 80 тысяч пользователей. Месячный рекламный бюджет близок к 100 тысячам долларов, то есть ресурс, по словам его создателя Андрея Акопянца, считает приемлемой для себя цену около одного доллара за пользователя.

Виртуальная «монетизация»

Пользователей можно привлекать разными способами, но рано или поздно наступает предел роста. Это уже произошло с давно существующими ресурсами, например Стихи.ру и Проза.ру.

- Мы уже достигли насыщения, - сказал Дмитрий Кравчук. - Другими словами, рост числа наших юзеров сравнивается со средним ростом пользователей Интернета. Все писатели и поэты Рунета, которые хотели к нам присоединиться (а их оказался один процент от общего количества), сделали это. По мере подключения новых потребителей услуг один процент от них также становятся нашими клиентами, а на большее количество претендовать мы не можем. Ведь 99 процентов пользователей не пишут ни стихов, ни прозы, в лучшем случае - блоги. А вот «Одноклассники», например, насыщения еще не достигли. Это произойдет тогда, когда все без исключения «жители» Рунета будeт иметь там свой аккаунт. По разным данным, эта аудитория составляет от 20 миллионов до 40 миллионов, а у них пока лишь 11, значит, им еще есть куда расти. Поэтому они не внедряют платных сервисов для «монетизации» пользователей, чтобы не отпугнуть аудиторию и не отдать ее ближайшему конкуренту. Введение платных сервисов, надо заметить, вещь достаточно трудная, и пользователи, даже если их это напрямую не касается, расценивают это как потенциальное ухудшение условий, даже если в бесплатном варианте новых платных услуг не было.

- На LiveInternet очень небольшая доля платных сервисов, все остальные сервисы бесплатные, - заверил собравшихся Руслан Чачанов. - Кроме медийной и контекстной рекламы, других платных сервисов нет и в ближайшее время не предвидится. И я сомневаюсь, что мы будем вводить какие-то микроплатежи от пользователей за внутренние услуги.

А вот «Мамба», в отличие от LiveInternet, активно практикует микроплатежи за те или иные услуги - например, за так называемые «валентинки». Но обсуждать, какую долю эти деньги составляют в общих доходах сайта и сравнимы ли эти суммы с доходами от рекламы, по словам представителя службы знакомств, еще рано.

- Рекламная модель была запущена летом 2007 года, до этого были только частные разовые услуги, - заявил Алексей Жавнерчик. - Мы не занимаемся продажей рекламы как основным видом бизнеса и монетизируем отнюдь не рекламные деньги.

Право сетевое

и гражданское

Некоторые эксперты считают, что одним из направлений эволюции Интернета будет появление денежных расчетов между пользователями. Если до сегодняшнего дня деньгами в Сети оплачивали интеллектуальную собственность крупных сторонних производителей, то в ближайшем будущем люди начнут рассчитываться за интеллектуальную собственность друг друга. Но уже сейчас на виртуальном пространстве часто возникают вопросы правового характера. Заключается ли с пользователем интернет-сообщества соглашение в форме оферты, и если да, то каковы его условия? Кому принадлежат авторские права на размещенный пользователями контент? Получает ли сервер законное право на их публикацию?

- Мы не являемся издателями, а лишь предоставляем место для ведения своего блога, поэтому авторский договор с пользователем нам не нужен, - считает Руслан Чачанов. - Все, что находится внутри вашего блога на LiveInternet, принадлежит только вам. В основном на нашем ресурсе подобные вопросы возникают не в связи с публикацией текстов, а в связи с размещением изображений, аудио- и видеофайлов. К нам обращаются с претензиями и организации, и частные лица. Мы всегда сначала советуем вести переговоры непосредственно с пользователем, который опубликовал спорный контент. Если же не происходит урегулирования, то тогда выясняем, является ли правообладателем тот, кто предъявляет претензии, и уже потом принимаем решение.

- Как такового авторского контента у нас на ресурсе нет, - заявил представитель «Мамбы». - Пользователь просто заполняет информацию о себе. Что же касается фотографий, которые являются интеллектуальной собственностью фотографа... Если довести ситуацию до абсурда, то получится, что вы не имеете права даже своему другу послать фотографию, сделанную собственным фотоаппаратом, - вы же не заключили с ним авторского договора! А ведь у нас 9 миллионов пользователей, у каждого до 100 фотографий. Если по каждой фотографии и по каждому пользователю заключать письменный договор, как того требует закон, - все, можно сразу закрывать бизнес и идти работать в пункт приема вторсырья.

Презумпция виновности

В ходе обсуждения выяснилось, что большинство сетевых сообществ Рунета предпочитают не заключать с пользователями каких-либо договоров и соглашений и в своей работе руководствуются внутренними правилами и Гражданским кодексом РФ.

- Если юзер распространяет порнографию, если возникают инциденты на религиозной или национальной почве, мы в одностороннем порядке блокируем аккаунт, - сказал исполнительный директор сайта «Одноклассники.ру» Александр Авдеев. - Да, мы руководствуемся презумпцией виновности, поскольку в первую очередь преследуем целью защиту прав всех остальных пользователей. Осуществляем ли мы таким образом самосуд? В соответствии с законодательством РФ и правилами нашего ресурса - фактически да. Однако если вы скажете, что без решения суда мы не имеем права называть какое-либо деяние преступлением, а без договора убирать спорный контент, то я приведу простой бытовой пример. Допустим, если я приду к вам в квартиру и по каким-то своим причинам повешу на стене плакат с оскорбляющей вас надписью или изображением, уверен, вам и вашим близким это не понравится. И вы наверняка выставите меня за дверь, хотя никаких предварительных договоров на этот счет мы не подписывали. Точно так же действуем и мы.

- На «Мамбе» жесткая модерация, - заверил и Алексей Жавнерчик. - Более сотни людей получают зарплату за то, что проверяют каждую фотографию. Разумеется, есть какие-то погрешности из-за огромного объема информации, но они тоже оперативно исправляются. Если говорить о неком предварительном соглашении, то у нас запрещено пользоваться сервисом лицам моложе 18 лет. Поэтому любой человек, который регистрирует анкету на сайте, своей регистрацией соглашается с некоторыми оговоренными принципами работы - с передачей права на контент, с определенными ограничениями и запретами, касающимися, в частности, рассылки спама и распространения информации, не имеющей отношения к ресурсу.

А вот на «Одноклассниках» нанятых модераторов нет - там действует «народный контроль».

- Конечно, к общественной модерации есть масса претензий, - признал Александр Авдеев, - мы, естественно, прислушиваемся к ним и в скором времени собираемся пересматривать правила, но не кардинально. И подобный вид контроля мы отменять не будем, как того хотят наши протестующие, так как правила эти продиктованы новыми вводимыми сервисами.

Терабайты «персональных дел»

В социальных сетях не менее важен вопрос защиты личной информации, ведь подобные сообщества представляют собой огромные базы данных. Впрочем, они настолько колоссальны, что торговля ими на пресловутой «Горбушке» трудно осуществима физически (диски с базами данных той же «Мамбы» с трудом уместятся в грузовике), да и вряд ли целесообразна.

- А какие сведения у нас закрытые? - удивился Алексей Жавнерчик. - Номеров телефонов мы нигде не храним. Да, мы удовлетворяем запросы правоохранительных органов на предоставление IP-адресов (таких запросов приходит по два-три в день), но что-либо другое помимо этого - только по представлению суда и прокуратуры. То же касается и переписки. Даже в самой компании «Мамба» к ней никто не имеет доступа, кроме двух человек - главы службы поддержки и его заместителя.

- К руководству LiveInternet, как, думаю, и на любой другой ресурс, время от времени обращаются представители правоохранительных органов, - подтвердил Руслан Чачанов. - Причем не было ни одного случая, чтобы подобный запрос исходил от непонятной организации, скрывающейся на дальней окраине за глухим забором. Все обращения адресные, мы проверяем по оригиналу, связываемся по телефону...

Фото на память

Коснулся разговор и «виртуальных» преступлений, совершаемых непосредственно на ресурсе.

- Надо различать реальные преступления (например, вы идете по улице, и вас ударили чем-то тяжелым по голове) и правонарушения в Интернете, - настаивает представитель «Мамбы». - Злоупотребления возможны, особенно это касается фотографий. Простейший пример: пользователи поссорились и расстались, после чего один из них в отместку использует фотографии другого для создания аккаунта «нетрадиционной ориентации». Разумеется, здесь мы поступаем достаточно жестко - блокируем его и после этого ведем разговор с пользователем, чтобы тот доказал свою идентичность. Для этого можно прислать любые документы в отсканированном виде или даже просто фотографию, где человек в руках держит бумагу с определенным текстом. Таким образом, происходит прямая идентификация пользователя, и после этого все вопросы обычно снимаются.

В связи с фотографиями из зала поступил интересный вопрос Альберту Попкову: имеет ли право сайт ставить на фотографии пользователя свой логотип?

- Размещая на сайте фотографию, - ответил создатель «Одноклассников», - человек должен понимать: логотип на его снимке - это в какой-то мере защита от того, чтобы люди не слишком активно использовали наш ресурс для каких-то своих целей - рекламных объявлений, блогов и так далее. Что касается правового аспекта, то пользователь перед размещением четко видит, как это делается, и, если ему не нравится, он может в любой момент убрать эту фотографию.

Не пускайте детей

в Интернет...

Острая дискуссия возникла вокруг вопроса, что делают на сайте «Одноклассники.ру» дети в возрасте 10-14 лет. Как это согласуется с концепцией сайта, если своих однокашек ученики и без того каждый день видят в школе? Кроме того, некоторые психологи считают, что из-за общения в интернет-сообществах в этом возрасте у детей смещается само понятие «друг». Не проще ли просто запретить им регистрироваться на подобных ресурсах и размещать там десятки своих фотографий? Ведь любой взрослый, задав соответствующие настройки фильтра поиска, может легко найти десятки детей и «подружиться» с ними неизвестно с какими целями.

- Мы один из немногих сайтов, если не единственный в России, который активно фильтрует детские фотографии, - ответил Альберт Попков. - И мы прямо заявляем, что на нашем сайте размещение таких снимков запрещено правилами. За это, кстати, нас очень сильно критикуют молодые родители, но мы занимаем в этом вопросе жесткую позицию. Замечу, что при регистрации на «Одноклассниках» необходимо указать год окончания школы. А почему у нас регистрируются дети, не закончившие школу, и что они делают на нашем сайте - вопрос к их родителям.

В ожидании интеграции

Каким встретит Рунет нынешних детей, когда они получат доступ к сервисам на легальных основаниях? В ближайшей перспективе нас всех ждет интеграция социальных сетей.

- Проект WebID (http://web-id.ru) стартовал 1 апреля этого года, - рассказал руководитель интернет-департамента МИЭЛЬ Рустем Богданов. - И это не было шуткой, ибо в первый же день мы получили более тысячи регистраций Суть его в том, что он позволит пользователям объединять все свои социальные связи в России. То есть вы заходите на сайт, заполняете форму, указав свои фамилию и имя, а мы предлагаем вам список всех ваших существующих друзей, которых сами находим для вас в Интернете. И вам останется лишь распределить их по группам: одноклассники, коллеги по работе, просто интернет-знакомые, которые вам интересны и с которыми вы бы хотели поддерживать связь.

Сейчас идет только предварительное тестирование, поэтому многие сервисы недоступны для широкой общественности. Что касается наших амбиций (например, догнать и обогнать другие популярные сообщества), то они больше зависят от политики, чем от реализации самого проекта. Когда рабочая модель будет готова для представления широкой общественности, мы будем вести переговоры с «Одноклассниками», «ВКонтакте»... Одно из двух: нам либо удастся договориться о привлечении пользователей по партнерской схеме, либо мы просто «уведем» их.

Ближайшие перспективы

Не потеряют своих позиций и так называемые «нишевые» сообщества.

- Некоторые эксперты утверждают, что общие социальные сети не смогут полностью удовлетворить всех пользователей, - сказал Дмитрий Кравчук. - А вот нишевые сообщества лучше знают, что нужно, например, любителям фотосъемки, как сделать специфический рейтинг фотографий, как их лучше отображать, классифицировать, проводить конкурсы. Со временем таким сообществам пользователи будут отдавать все более значительную часть личного времени по сравнению с общими социальными сетями. Делать сейчас новый проект, подобный «Одноклассникам» и «ВКонтакте», бессмысленно: ни дизайном, ни функционалом людей уже не переманить.

Это подтверждает пример с библиотекой Мошкова, которая появилась с рождением Рунета, 12 лет назад, и до сих пор остается первой по известности и посещаемости. Там нет дизайна вообще, только функционал, но пользователей это не пугает. При этом перспективы все-таки есть, ведь базис в настоящее время тоже изменяется. Все большее количество людей меняют подключение на высокоскоростной канал: в Москве на него перешли уже почти все, в регионах к этому придут еще через пару лет. Тогда и выстрелят проекты нового типа, который на Западе успешно процветает, - например YouTube, который занимает топовые позиции и даже предустановлен на мобильные телефоны.

Существуют и другие возможности, но о них Дмитрий Кравчук предпочел не распространяться, призвав участников подумать самим и сделать, пока еще не поздно. Главное, подчеркнул он, помнить о том, что задача интернет-сервисов - обслуживать пользователей, а не наживаться на них.