Трудно представить, что еще несколько лет назад такой конкурс был бы возможен. Дело в том, что, пожалуй, только сегодня конкурсное движение педагогов наконец приобрело ту глубину, которая способствует профессиональному обогащению и повышению квалификации. Пока все ограничивалось песнями и плясками, разговорными шоу, не было смысла собирать в одном городе серьезных педагогов, желающих обогатить себя знанием опыта коллег. Сегодня такой конкурс стал возможным и привлек внимание. Интересен он и для нашей газеты - полтора десятка лет назад «Учительская газета» по инициативе ее главного редактора Петра Положевца командировала в Израиль группу журналистов для того, чтобы серьезно изучить систему образования этой страны, установить, в какой мере там используются традиции советского образования и какие новшества привнесены в современный учебный процесс. Поездка была крайне интересной, нам помогали Министерство иностранных дел Израиля, нас радушно принимали в министерстве, занимающемся наряду с другими гуманитарными сферами и образованием, мы посетили множество самых разнообразных израильских школ, повстречались с педагогами, которые в свое время уехали из СССР, но сохраняли самые добрые чувства к стране, давшей им высококачественное образование. В числе особо запомнившихся было посещение интерната для одаренных детей в Иерусалиме, студии художественного воспитания детей при университете в Тель-Авиве, клуба научно-технического творчества детей и подростков в Хайфе. К сожалению, по некоторым причинам мы не смогли тогда, как собирались, сделать целый номер, посвященный системе образования Израиля, ограничившись публикацией нескольких материалов, но общее впечатление от увиденного живо по сию пору.

Москва не просто так была выбрана для проведения этого конкурса, еще в девяностые годы тогдашний руководитель Департамента образования Любовь Петровна Кезина помогла открыть в столице несколько еврейских школ, некоторые из них сегодня стали государственными школами с этнокультурным еврейским компонентом, другие остались частными школами. Все эти школы отличает серьезное преподавание курсов еврейской литературы, истории, географии, языка, иврита и других предметов. Можно сказать, что столица дает образцы высококачественного этнокультурного образования, именно поэтому и собрались в «Тхие» на профессиональный конкурс яркие и интересные учителя еврейского начального и среднего формального образования из 14 национальных еврейских школ Москвы, Санкт-Петербурга, Биробиджана, Казани, Минска, Киева, Одессы и Запорожья.

Несколько дней в Центре образования №1311 шло острое соперничество лучших среди лучших. Между собой соревновались учителя иврита, еврейской литературы, истории еврейского народа, географи Израиля, еврейской традиции, изобразительного искусства и музыки, они представляли систему своей работы в презентациях и мастер-классах, выполняли конкурсные задания, принимали участие в работе «круглого стола» «Современный мир: между конфликтом и толерантностью», который вел президент ОРТ-России, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Асмолов.

Жюри конкурса, которое возглавляла проректор Московского института открытого образования доктор педагогических наук Нина Яковлева, пришлось непросто: и конкурс необычный, и критерии оценки довольно высокие. Но то, что в жюри работали весьма компетентные педагоги: начальник учебного управления МИОО Ж.Халафьян, заведующий кафедрой методики преподавания биологии Г.Лернер, главный редактор журнала «Химия в школе» Л.Левина, учитель традиции школы «Бет Егудит» и победитель конкурса «Учитель года-2005» Беньямин Шульман, студентка выпускного курса кафедры иудаики Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В.Ломоносова Дарья Ковалева, - во многом определило справедливое и точное определение лучшего - победителя конкурса. Звание «Учитель года-2008» получила Ирина Пилосян, учитель изобразительного искусства московской начальной школы - детского сада №1812 «ГАН ХАМА». Она же лидировала в номинации «Создание педагогических условий для самовыражения личности».

Победитель у такого конкурса и в самом деле может быть только один, но было бы несправедливым не отметить мастерство других участников. Поэтому многие из них стали лауреатами в различных номинациях. Жюри отметило «Педагогическое мастерство» Марины Грушевской, учителя традиции московской школы №1621, «Интеллект и эрудицию» Раисы Гехтман, учителя традиции киевского Технологического лицея ОРТ, «Мастерство, вдохновение и артистизм» Аллы Борзенковой, учителя еврейской литературы одесской школы №94 ОРТ, «Еврейскую мудрость» Давида Баргмана, учителя традиции питерской школы «Мигдаль Ор», «Методическое мастерство» Елены Горпиненко, учителя географии Израиля Запорожской еврейской гимназии «ОРТ - Алеф», «Самоотверженность и новаторство» Екатерины Гуриной, учителя музыки питерской школы №274, «Подвижничество и верность педагогическим идеалам» Марины Журиной, учителя еврейской литературы минской школы №132 имени Н.Бялика, «Педагогический оптимизм» Марины Олексенко, учителя иврита киевской школы №128 «Ахва». В номинации «Учитель-исследователь» отмечен Артур Клемперт, учитель истории еврейского народа московского Центра образования №1311 ОРТ «Тхия», в номинации «Сердце, отданное детям» - Юлия Бурмистрова, учитель традиции казанской школы №12 «Мишпахтейну», в номинации «Учитель-экспериментатор» - Алиса Шельвах, учитель иврита питерской школы №550. «За искренность и честность в преподавании истории еврейского народа» лидировала Вероника Булимова, учитель истории еврейского народа биробиджанской школы №2. «Надеждой еврейского образования» был назван Дмитрий Ромашов, учитель истории еврейского народа питерской школы «Адаин Ло».

Не только конкурсными испытаниями были наполнены эти несколько дней для участников конкурса, они сумели познакомиться со столицей России, посетить театр «Сатирикон», посмотреть выступление эстрадной студии молодежного центра «Бейт Агнон». Все участники увезли домой памятные подарки, а Ирине Пилосян предстоит поездка в Израиль - таков главный приз конкурса.

Информация к сведению

Конкурс организован Региональным центром по моделированию деятельности учреждений с этнокультурным еврейским компонентом образования (АНО «РЦМ», Москва), ассоциацией «Всемирный ОРТ», проектом «Хефциба» (Израиль). Главным спонсором конкурса стала благотворительная программа CAF Россия «Еврейские сообщества», осуществляемая при поддержке Genesis Philanthropy Group.

Подводя итоги, можно сказать, что такие национальные конкурсы могут стать событием для образовательного сообщества Москвы. Ведь в столице много самых разнообразных национальных общин, много школ с национальными этнокомпонентами, так почему бы в самом деле столице России не стать первопроходцем в организации профессиональных конкурсов учителей, преподающих национальные языки, литературу, историю, географию и другие предметы? Участвовать в таких конкурсах могли бы, например, представители педагогического сообщества СНГ, и это, конечно же, весьма способствовало бы созданию общего педагогического и образовательного пространства.