Эпистемотека - это просто

На нынешней выставке и в самом деле можно было увидеть черты настоящего, обеспечивающего реальное продвижение в будущее, ибо все проекты - «Школа будущего» на Северо-Западе Москвы», «Автоматизированная информационная система «Школьные учебники», лучшие работы окружного конкурса проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада» (конкурс уже отметил свое десятилетие) - предполагают участие детей и взрослых в поддержке перспективных отраслей не только в масштабах округа, но и в масштабах столицы и даже России. Мы уже писали на страницах «УГ-Москва» о проектах окружной школы генеральных конструкторов имени Пробиска Кузнецова по созданию нового регионального самолета в рамках деятельности Молодежного авиационного конструкторского бюро (МАКБ), по разработке «Перспектив отечественной фармакологии», тематики «Космоса», развития «Водородной энергетики» и выстраивания мусороперерабатывающей отрасли России под лозунгом «Золото под ногами». И если работу над проектом учеников школ №№1961, 1136 705 и гимназий №№1515 и 1517 в какой-то мере можно считать слегка фантастической (хотя на водороде, получаемом из воды и даже из воздуха, уже предлагают на практике создавать экологически чистые автомобили), то сразу несколько проектов ребят из школ №№70, 703, 1210, 1327, 1515 и 1551, предполагающих переработку мусора и использование продуктов переработки в городском хозяйстве, можно считать решением вполне реальных архисложных экологических задач.

В рамках выставки проходили окружная конференция «Современные педагогические технологии в образовательном процессе», Открытая окружная олимпиада по ядерно-водородной энергетике, «круглый стол» «Построение мусороперерабатывающей отрасли», торжественное открытие музея «Россия - Белоруссия» на базе лицея №1571, презентация работ лауреатов окружного конкурса «Будущее Северо-Запада» («Совята», «Искатели», «Лидер»), мастер-класс «Технология работы с мировоззрением», конференция старшеклассников «В чьих руках будущее России?», «круглые столы» «Гражданское становление и социализация личности» и «Литература и мировоззрение», презентация опыта работы ОУ округа - участников проекта «Московская Школа будущего».

Конечно, внимание посетителей выставки было приковано к стендам «Школы будущего на Северо-Западе», где были довольно широко представлены работы по созданию уникального образовательного пространства «Эпистемотека», которое предполагает обучение школьников применению мыслительных технологий в работе со знаниями в насыщенной информационной среде.

Эпистемотека - уникальное образовательное пространство, в котором школьники обучаются технологиям работы со знаниями в насыщенной информационной среде. По мнению научного руководителя экспериментальной деятельности по созданию модели Школы будущего Нины Громыко, эпистемотека - это новаторская модель обучения, которая предполагает совмещение очных форм коллективной работы со школьниками и использование широкого круга информационных технологий для того, чтобы организовывать коллективное мышление школьников при их работе в интернете. Поэтому основная работа разворачивается на портале www.epistemoteka.ru в дискуссиях, проблемно-проектной энциклопедии и картах фундаментальных проблем.

Экспозиция модуля «Эпистемотека» знакомила посетителей и с общей моделью, и с особенностями преподавания в эпистемотеке, и с теми проблемами, которые обсуждают школьники в рамках Школы будущего, используя для этого такие открытые презентации, как «Общая модель устройства эпистемотеки», «Новые мультимедийные пособия для школьников», «Начальная школа в эпистемотеке», модули «Транспортная система города Москвы: решаем проблему «пробок», «Заработает ли ITER в 2030 году?», «Строим азбуку киноязыка», «Как устроено пространство?», «IT-технологии на службе эпистемических технологий». Кроме того, каждый желающий смог пройти мастер-класс по обучению работе на портале «Эпистемотека». В рамках экспозиции сами школьники представляли результаты своей работы в эпистемотеке. Одним из уникальных экспонатов стал созданный школьниками макет аргументного маятника Дубошинского - экспериментальной физической системы, позволяющей изучать аномальные колебания и процессы самоорганизации.

Ключевым событием на экспозиции стала двухдневная интернет-конференция «Новый физический принцип самоорганизующихся систем», проведенная сотрудниками НИИ ИСРОО И.Чаусовым и М.Ивановым. Участники конференции обсуждали новые физические принципы и феномен «умных» физических систем с ведущими научными экспертами Даниилом Дубошинским (Париж) и Джонатаном Тенненбаумом (Берлин). Отвечая на вопросы школьников на портале эпистемотеки, Даниил Дубошинский отметил: «Важнейшая проблема сегодня - увидеть суть нового явления и не свести его к уже существующим представлениям. В этом движении успехи школьников могут быть очень значительными». А Джонатан Тенненбаум в своем обращении к гостям выставки так оценил проект московского образования по созданию эпистемотеки: «Мы с огромным интересом и надеждой относимся к инициативе Института инновационных стратегий развития общего образования. Они создают эпистемотеку - место, в котором школьники учатся ставить и решать фундаментальные проблемы. На мой взгляд, занять лидирующее место в будущем мире сможет только тот, кто способен ставить и решать фундаментальные проблемы».

Школа будущего отвечает на социальные вызовы общества

Так считает Алексей БАРЕНБАУМ, директор гимназии №1517:

- Наша гимназия работает в рамках городской экспериментальной площадки «Северо-Западный округ: научное будущее России: воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи», мы также в окружном эксперименте по реализации целевой программы развития образовательной системы «Молодежная ЭКСПО-2007 - путь к Школе будущего». Актуальность проблемы Образования будущего назревала внутри самой школы уже давно, а с 2005 года уже были предприняты конкретные шаги по отработке идей и проектов, задающих действительную перспективу образованию в нашем округе. Опираясь на основные положения двух проектов, гимназия определила для себя ключевые, базовые элементы Школы будущего, которые частично вытекали из программы развития гимназии, а частично были доработаны и включены в программу «Строим Школу будущего».

Мы хотим, чтобы у человека, окончившего гимназию, были способности мышления и понимания, чтобы он мог ставить цели и имел опыт социального действия, чтобы он свободно вступал в содержательное взаимодействие и коммуникацию, понимал других людей и мог объяснить свои собственные идеи. Для этого Школа будущего должна предоставить будущему поколению возможности освоения культурных способов мышления, коммуникации и действия, овладения исследовательской, проектной, управленческой деятельностью.

Школа будущего отвечает на социальные вызовы общества. В рамках городской экспериментальной площадки «Северо-Западный округ - научное будущее России: воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи» наши учащиеся выбрали социально значимые темы, максимально приближенные к социальной проблематике округа и имеющие практическое значение, практическую направленность. Эти проекты не сиюминутны, они рассчитаны на долгую перспективу, на деятельность в рамках проекта в течение долгого времени, действуют, реализуются, включаются в реальную жизнь, порой организуют сетевое пространство внутри себя, включающее заинтересованные объекты, взаимодействуют с другими сетями и организациями округа. Победа нашего десятиклассника Максима Зуева в конкурсе социальных проектов «Если бы я был главой управы» говорит о социальной зрелости наших учеников, их креативном мышлении, чувстве ответственности за свой округ, город, желании улучшить жизнь населения, вмешиваться, влиять, изменять окружающий мир, желании быть полезным обществу. Проект учащихся 10-го класса Никиты Резвова и Марии Черниковой «Создание информационно-аналитического центра по изучению проблем молодежи муниципального района Хорошево-Мневники» стал вкладом гимназистов в общественную жизнь молодежи округа. Их желание собрать и обобщить весь комплекс проблем молодежи города (на примере района Хорошево-Мневники), а затем оказать консультационную и практическую помощь в решении такого рода проблем заслуживает поддержки, которую и оказала им управа Хорошево-Мневники, создавая сеть школ по работе с этой проблемой. Проект выпускников гимназии Аллы Юнисовой и Татьяны Спириной «Молодежный рынок труда на Северо-Западе» также был мотивирован озабоченностью гимназистов проблемой трудоустройства, занятости молодежи в округе. Социальный проект Алексея Сапожникова и Александра Галагана, связанный с помощью детям с ограниченными возможностями, также стал заметным событием в проектно-исследовательской деятельности не только учеников нашей гимназии, но и округа. Этот проект говорит о духовной зрелости наших выпускников, сформированности у них нравственных ориентиров.

В нынешнем учебном году была подготовлена «группа прорыва» в образовательные технологии Школы будущего - проектно-исследовательские, социальное проектирование, в межпредметное обучение. Предполагается, что, подобно ядерной реакции, этот опыт будет ими распространен по всему Северо-Западу. Мы в гимназии уже включили эту тему в план на будущий год.

В Школе будущего должно измениться понимание основного образовательного результата и подхода к его оценке. Вполне возможно, что через определенный период времени в аттестате об общем среднем образовании наряду с оценками по предметам будут стоять отметки о сформированности у выпускника школы универсальных умений, способностей и ключевых компетентностей. Важным этапом перехода к компетентностному пониманию и оценке образовательного результата может стать разработка стандарта сформированности компетентностей на каждой ступени образования (в каждом классе).

Информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса Школы будущего, и уже не компьютер осваивается культурой как новое знание и новая ценность, а традиционные знания и ценности осваиваются в новой компьютерной среде. Новые информационные технологии внедряются в образовательное пространство гимназии с целью создания открытой образовательной системы, отвечающей требованиям Школы будущего.

Одно из приоритетных направлений деятельности гимназии как базового элемента Школы будущего - использование проектно-исследовательских технологий образования на мультимедийной основе. Оно наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект, который вместе с учителем, под контролем учителя и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, проводить сравнительный анализ, ориентироваться в информационном пространстве, овладевать, таким образом, новым знанием далеко за рамками школьных программ.

Школа будущего - открытый субъект. Это означает взаимодействие всех его составляющих в микрокосме и создание сетевого взаимодействия в макрокосме. Этот процесс уже идет в рамках города. И поскольку ветер перемен дует с Северо-Запада, то активное включение школ округа в этот процесс закономерно.