О воспитательной работе школа отчитывается количеством проведенных мероприятий, работающих секций и кружков. Но на самом деле воспитание это не только создание кружков и секций, это нечто большее. Как в школе воспитать деликатного, скромного, вежливого, порядочного человека, если вокруг в обществе говорят исключительно о личном успехе, которого можно добиться в том числе и расталкивая окружающих крепкими локтями? И стоит ли этим заниматься, если воспитание чувств к отчету не подошьешь?!

Мне кажется, что истинный процесс воспитания мы не оцениваем и даже вообще не говорим о нем. Мне кажется, что самый главный человек в воспитательный работе - это классный руководитель, потому что он (если умеет и хочет) может говорить с детьми. Я видела замечательных классных руководителей на недавно прошедшем конкурсе «Самый классный классный». Там нужно было с чужим классом подготовить презентацию, по сути, воспитательной работы, которую ведет классный руководитель этого класса. Чтобы сделать это за полчаса, необходимо было умение находить общий язык с ребятами, и это был высший класс воспитательной работы в самом прекрасном значении этого слова. Вот только не всегда у учителя находится время и возможность говорить со своими подопечными на ту тему, которая им интересна, которая их трогает и волнует. Сегодня очень модно обсуждать тему «Обломов и Штольц», потому что за ней стоит очень важное соотношение разных жизненных позиций. Причем обсуждение идет чаще всего в совсем неформальной обстановке, например, я однажды час ехала в автобусе и слышала, как подростки горячо отстаивали: одни - Обломова, другие - Штольца. При этом они сами для себя формировали жизненные позиции, и пусть кто-то скажет, что это был не воспитательный процесс.

То, что сегодня нацпроект «Образование» материально поддерживает классного руководителя, замечательно, то, что сегодня классному руководителю прописали тысячу самых разных формальных функций и предполагаются отчеты о том, как эти функции выполняются, на мой взгляд, успеху воспитательной работы не способствует, ведь опять будут взяты за основу количественные оценки.

А тот же, пусть единственный спортивный кружок порой может сделать больше, чем десять секций, если в этом кружке создана команда, которая защищает честь школы, в которой по этому поводу сплачиваются ребята, когда у них возникает настоящая дружба.

Меня, кстати, чрезвычайно порадовало то, что на конференции в Московском доме ветеранов, где собрались ветераны и представители образования, в ответ на призывы открывать больше школьных военно-патриотических музеев руководитель Департамента образования Ольга Николаевна Ларионова очень резонно заметила: музеев-то можно создать сколько угодно, но весь смысл - для чего музей создается? Кстати, раньше в Москве в школах были только военно-патриотические музеи, а сегодня возникают очень разные интересные музеи - музеи семьи, музеи учителей, музеи истории школы. Они такие человеческие, эти музеи, и именно поэтому они вызывают чувства, поэтому воспитывают детей. Я думаю, что это одна из важных нот в воспитании, которые сегодня звучат.

Мы много говорим о том, что нужно воспитывать детей историей, но мы по-прежнему не всегда вытягиваем из этой истории человеческие вещи. Коллега в «Новой газете» совершенно справедливо написал, что было землетрясение в Ташкенте и все республики его восстанавливали, однако такие общие факты нашей истории мы не вспоминаем, мы больше склонны рассуждать об идеологии, но это народы не сплачивает, поскольку сыплет соль на былые раны. Мы мало говорим о том, что общими были победы в космосе, в ядерной физике и других важных отраслях науки и техники. Но все это было и было общим для стран СНГ.

Да, мы не идеальны, да, мы не читаем каждый день Достоевского, да, наши дети не видят нас постоянно с книгами, и, может быть, поэтому наши призывы к чтению пропадают втуне. Успех воспитания возникнет только тогда, когда мы выстроим своеобразный мостик к нашим детям, который бы и нам помог многое понять. Недавно по телевидению был конкурс «Две звезды». Там выступала солистка «Ночных снайперов» Диана Арбенина, и многие взрослые люди открыли ее для себя, хотя до этого весьма скептически относились и к ее коллективу, и к ней самой, и к увлечению детей их творчеством. Но теперь я знаю очень многих людей, в их числе и педагоги, и профессура из пединститутов, которые стали посещать сайт Арбениной в интернете, покупать сборники ее стихов, диски, узнали, что Арбенина - выпускница Санкт-Петербургского университета, человек очень образованный и одаренный. То есть люди, которые работают со студентами и воспитывают будущих педагогов, всем этим заинтересовались. Зачем? Чтобы найти общий язык со своими учениками.

Сейчас идет очень интересный процесс смены педагогических поколений в школах, туда приходят молодые учителя, выпускники педагогических вузов. Это совершенно другие люди, и как раз диалог с молодым, подрастающим поколением у них получается. Это новое поколение молодых педагогов, которое пока, может быть, не все может делать так, как надо, но хорошо понимает, как надо строить воспитательный процесс. Они помогают ответить на вопрос, каким мы хотим видеть подрастающее поколение.

Не так уж, кстати, и сложно ответить на вопрос, каким оно должно быть. Когда вы для себя определите: кто должен быть рядом с вами, чтобы он не вызывал раздражения, чтобы не был врагом, когда придет это понимание, то станет понятно, как строить воспитательный процесс. Молодые учителя читают то, что читают дети, слушают то, что слушают дети, поэтому могут строить с детьми интересные диалоги. Кстати, на конкурсе «Учитель года Москвы-2008» в пятерку лучших вошла учитель МХК Елена Рудольфовна Васильева. Она очень интересно строила свои уроки с обсуждением современных фильмов, современных книг, современного искусства. На этом конкурсе были две студентки 5-го курса исторических факультетов МПГУ И МГПУ, из всех конкурсных уроков они выделили для себя уроки Васильевой.

Говорят, у людей разные вкусы, и это так, но дело не только во вкусах, но и в отношении к жизни. У разных поколений разное видение жизни, поэтому они совершенно по-разному строят свою жизнь. Воспитание по большому счету эффективно тогда, когда мы учим детей строить их жизнь, но при этом нам надо, с одной стороны, рассказывать им о своей жизни (давая ей честную и объективную оценку, определяя, что удалось, не удалось и почему), а с другой стороны, смотреть на будущую жизнь наших детей их глазами.

Если мы это не оценим, если мы этого не увидим, никогда у нас диалога с ребятами не получится. А значит, не получится и того воспитательного процесса, который может сделать наших детей счастливыми и успешными в их будущей жизни.