Рассказывает ведущий консультант отдела общего образования Главного управления образования Галина Шустова:

- Объектом нашей деятельности становятся все дети - от детсадовского возраста и до студентов старших курсов. Первая задача, которую решает концепция, - это координация действий всех служб и ведомств. На основе областного документа в районах созданы свои воспитательные концепции и координационные планы, которые связывают все учреждения района в единое воспитательное поле. Это значительно облегчает общую работу.

Например, у нас на сегодняшний день пять крупных учреждений дополнительного образования областного подчинения, и все они проводят мероприятия для разных уровней возрастов. Недавно областной Центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий проводил конкурс «Знатоки родного края» - для учащихся начальной школы. В следующее мероприятие - масштабную акцию «Гражданин Воронежского края» - вовлечены все типы учебных заведений. «Лидер ученического самоуправления» рассчитан на ребят от 10 лет до вузовцев.

То есть получается, что дополнительное образование работает на всех. Ведь кроме этих областных учреждений есть еще 137, финансируемых из муниципалитетов, а также непосредственно в школах работают кружки, секции и различные объединения.

Если говорить о знаковых мероприятиях, которые традиционно проводятся в области, я бы назвала несколько. Областной Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в очередной раз проводит конкурс по социальному проектированию. Обычно он проходил по различным номинациям, дети участвовали, создавали свои проекты, пытались воплотить их в жизнь. Вот тут-то и начинались трудности, потому что финансовых средств не хватало. А теперь нам на осуществление этих проектов область выделяет 10 миллионов рублей.

Как планируется организовывать работу, чтобы ни один рубль не пропал даром? По словам Галины Сергеевны, главными проверяющими тоже остаются ребята. Они - мозг проекта: увидели проблему, наметили пути ее решения и уже выполнили посильную часть работы. Например, захотели в своем районе облагородить сквер, высадили цветы и деревья, а теперь там надо сделать детский городок. Или - очистили старый заброшенный стадион, а теперь там надо построить трибуны. Чтобы закончить проект, нужны деньги. Вот их-то и дает область, но по принципу софинансирования с районами. Районы, кстати, очень даже согласны.

В ближайшее время начнет работу конкурсная комиссия, в которую входят сотрудники Главного управления образования и Главного управления экономического развития. Они решат, какие проекты можно и нужно допустить к дальнейшей реализации и потратить на них деньги. Затем в районах объявляется конкурс на выполнение работ по реализации проекта, победители будут строить трибуны сельского стадиона, детские городки в парках и так далее. А школьники будут контролировать путь прохождения средств и выполнение работ. Ну и, конечно, помогать взрослым.

10 миллионов на детские проекты оказались хорошим подарком к большому юбилею, который готовится отпраздновать система дополнительного образования - свое 90-летие. Праздник общероссийский, и Воронежская область не собирается оставаться в стороне. Юбилею, который собираются отмечать в ноябре, будет посвящено множество конкурсов, фестивалей, творческих олимпиад, научно-практических конференций. Некоторые из них уже проведены.

Например, областной фестиваль образцовых детских коллективов прошел замечательно, выявил много по-настоящему интересных, талантливых детей. Но во время финала выяснилось, что в большинстве своем звание образцового имеют коллективы из Воронежа. А в районах таких единицы.

- Даже обидно стало, - говорит Галина Сергеевна, - ведь и в районах, и в селах много прекрасных исполнителей! Мы решили эту оплошность исправить и уже подготовили документы на 10 детских коллективов. Надеемся, что Федеральное агентство по образованию нас поддержит.

Наши ребята активно участвуют во всероссийских конкурсах, их в этом году около 130. Один раз в два года проводятся областные конкурсы авторских программ педагогов дополнительного образования. Мы его только что провели, отправили материалы победителей в Москву. Награждение планируем в виде «круглого стола» с вручением хороших подарков и своего рода обменом опытом между победителями. Пригласим журналистов, чтобы рассказали о лучших наших педагогах.

В рамках всероссийского пройдет третий областной конкурс учреждений дополнительного образования, который продолжится до ноября 2009 года.

Областной центр технического творчества учащихся в этом году проводит два всероссийских мероприятия: одно - по судомоделизму в самом Воронеже, второе - по авиамоделизму в городе Россошь. Соревнования пройдут при поддержке федерального Центра технического творчества.

2008 год объявлен не только Годом семьи, но и Годом малых рек, озер и водоемов. К открытию Года семьи наши ребята подготовили выставку рисунков о семье, а областная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства развернула огромную природоохранную деятельность. Дети составили проекты очистки местных водоемов и рек, а также озеленения и создания зон отдыха в своих районах и селах.

Цифры и факты

В области функционирует 137 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых занимаются 103940 человек. Для сравнения: в 2000 году в 127 учреждениях занимались 87904 человека.

За последние пять лет содержание одного воспитанника возросло в среднем по области с 2,8 тыс. руб. до 4,1 тыс. руб.

На базе общеобразовательных школ создано 2400 объединений различного профиля с общим охватом 34908 человек.

С 2000 года удалось не только сохранить систему допобразования детей и молодежи, но и увеличить ее: в 2004 г. открыт областной Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. В 2006-2007 учебном году открыто 4 новых учреждения допобразования.

В 2007 году в 47 детско-юношеских спортивных школах и 28 специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва занимались 42153 ребенка, что на 6542 человека больше, чем в 2006 году. Более 85% занимающихся составляют дети в возрасте от 6 до 15 лет.

В действующих спортшколах насчитывается 251 отделение по 45 видам спорта. В трех школах помимо видов спорта, определенных статистической отчетностью, культивируются подводное плавание, бильярдный спорт, спортивная гимнастика для инвалидов.