Мнение

Татьяна БОДЯКИНА, заместитель начальника отдела по образованию:

- Мы организовали в школах подготовительные классы. Их посещают дети с пятилетнего возраста и до момента поступления в первый класс. Сегодня во всех 20 школах района есть такие классы. Заниматься дети могут ежедневно, а могут два-три раза в неделю, как кому удобно. С 2001 года мы проводим оптимизацию сети школ и садов. Располагаем садики в школах, это устраивает и начальство, и сельчан. Всего в районе 11 дошкольных учреждений: три самостоятельных детских сада (два в райцентре и один в селе) и восемь в зданиях школ. Причем эти восемь садов не являются самостоятельными юридическими лицами, они - структурные подразделения школ. И в уставе каждой школы прописано, что учебное заведение состоит из самой школы и детского сада как его структурного подразделения. Можно сказать, садик внутри школы. Три сада из восьми расположены в школьных зданиях, остальные пять - в отдельно стоящих. Сегодня эти сады посещает 181 дошкольник от трех до семи лет, при этом в подготовительные группы ходят 148 детей.

Я напросилась в гости в садик, расположенный в самом здании школы. Вообще-то детский сад в Костенках был и раньше, содержал его местный колхоз, который в 2002 году распался окончательно. История более чем обычная для очень и очень многих сел современной России. Однако сами Костенки - село далеко не типичное, некоторые ученые даже поговаривают о том, что, возможно, именно из этих мест пошла европейская цивилизация. Древностью тут не то что пахнет, ею буквально напитан каждый глоток воздуха, а взгляд не устает любоваться просторами, меловыми горами и изгибами Дона. Костенки до сих пор удивляют археологов и историков своими тайнами, а археологический музей-заповедник - костями и бивнями мамонтов и стоянками древних людей.

В 2005 году, когда Костенская школа отмечала столетие, садику в ее стенах исполнилось три года. Прежде чем привести сюда малышей, часть школьного здания реконструировали, сделали дополнительные санузлы и капитальной стеной отделили помещение сада от школы.

- Не было только детской игровой площадки, - рассказывает Лилия Аралова, директор Костенской школы. - Колхоз не мог помочь, сельсовет тоже. И тогда мы решили действовать сами: школа стала участником конкурса социальных добровольческих проектов. Свой проект мы назвали «Подари мне детство» и рассказали в нем, какую детскую площадку хотим построить для нашего детского сада. К счастью, мы выиграли! Тысячу долларов. За эти деньги купили металл, доски, брус. И взялись за строительство все вместе.

К началу нынешнего учебного года помещение сада снова отремонтировали: игровую комнату, спальню, обеденный зал, лестницы и коридоры. А веселые сказочные персонажи на стенах, обои с бабочками и нарисованные пингвины - творчество воспитателей Натальи Юрьевны Сиухиной и Ларисы Николаевны Полтавской, а также их помощницы Марины Владимировны Чернышевой. Купили новые паласы и детскую мебель. Как говорит Лилия Алексеевна, глава района Павел Васильевич Пономарев уделяет большое внимание дошкольникам, в марте провели специальное совещание, на котором обсуждались потребности детских садов. И сейчас выделяются деньги на новое постельное белье, телевизоры, стиральные машины.

- В 2005 году, - продолжает директор, - мы создали класс предшкольной подготовки, и наши дети с удовольствием занимаются в нем, а учителя проводят занятия. У нас прекрасные педагоги! Например, учитель музыки Жерлицына Наталья Зиновьевна окончила Латвийскую консерваторию, и дети в восторге от ее занятий. Всего у нас в школе сейчас 104 ученика, из них 20 ребятишек - дошкольники, семеро посещают класс предшкольной подготовки. Мы просчитали численность ребят до 12-го года, она примерно на этом же уровне и останется. Родительская плата за сад - 500 рублей в месяц, предшкольная подготовка бесплатно. Многодетные семьи получают компенсацию за садик, и для них плата меньше. Конечно, мы стараемся обеспечить полноценное питание, даем детям фрукты, мясо, рыбу, молоко.

По словам Лилии Алексеевны, сложнее всего с продуктами - цены выросли, все подорожало. На помощь приходит школьная учебно-производственная бригада, в чьем распоряжении 100 гектаров земли, где выращивают подсолнечник. А на пришкольном учебно-опытном участке растят капусту, перец, помидоры, свеклу. Подсолнечник продали, купили сахар, муку, крупы и макароны.

Самое интересное - это отношение родителей. Сейчас уже с ясельного возраста стараются определить ребенка в сад. Даже если родители не работают, но заняты на своем подворье, все равно стремятся отправить ребенка в садик. Там и учеба, и развитие, и праздники. Дети учатся общаться, жить в коллективе, привыкают к школе.