Школа с традициями, свою историю отсчитывает с 1905 года, что нисколько не мешает ей оставаться современной, а в чем-то и опережать другие учебные заведения района. Третья школа имеет статус экспериментальной площадки по направлению «Использование информационно-коммуникационных технологий». На базе школы расположился районный центр подготовки учителей компьютерным технологиям, а организует эту подготовку Воронежский институт высоких технологий, конечно, при помощи муниципалитета. Есть в школе современная компьютерная и мультимедийная техника, школьный медиацентр, также работающий в масштабе района, есть и мини-типография. Преподается углубленное изучение физики, химии, математики, биологии, русского языка. Но основной профиль - индустриально-технологический: школа заключила трехсторонний договор с предприятиями и Воронежской технологической академией. Ежегодно выпускники поступают в этот вуз, а после учебы возвращаются в свой район или едут в другие города, но тоже по распределению.

Но кроме всего этого, в третьей школе, единственной в районе, есть своя бухгалтерия, возглавляемая бухгалтером Александрой Петровной Роговой.

В 1995 году, когда нынешний директор школы Александр Владимирович Петров (сегодня он еще и председатель совета директоров школ района, а также председатель Аннинского совета депутатов) пришел работать в третью школу, своя бухгалтерия здесь уже года два как была. Ее организовал бывший директор, а ныне глава администрации Анны.

Александр Владимирович решил не менять установившийся порядок:

- Мне как директору это было выгодно. Первое преимущество - всю работу с организациями и предприятиями мы ведем напрямую и сами. А второй момент - все финансовые отношения передо мной, ты сам распоряжаешься средствами и контролируешь их расходование. Но, конечно, за дозволенные рамки не выходишь.

К проверке всегда надо быть готовым, потому что ревизии проводятся частенько. Средства аккумулируются на спецсчете, который отслеживается контрольными органами. И другие проверки бывают, например, из соцстраха, больничные листы ревизуют. Конечно, ответственность директора при такой вот самостоятельной бухгалтерии повышается, но отказываться Александр Владимирович не собирается. Даже был такой момент, когда начальник районного отдела образования Алексей Васильевич Сухочев предложил Петрову перевестись в централизованную бухгалтерию, тот отказался наотрез. Хотя, конечно, дипломатически добавил, что, если будет на то распоряжение или суровая необходимость - куда ж деваться...

Какие еще возможности предоставляет своя бухгалтерия, я увидела во время экскурсии по школе. Одну интерактивную доску школа получила как победитель нацпроекта, а вторую купили сами из средств, которые накапливаются в конце учебного года по статье «учебные расходы». Такое стало возможным после введения нормативно-подушевого финансирования: «учебные расходы» входят в норматив на каждого ребенка и собираются на спецсчете. Год назад на эти деньги школа приобрела три ноутбука, интерактивную доску, мультимедийный проектор, мебель для начального класса и 15 современных школьных досок. «Но мы, - рассказывают учителя, - уже почувствовали удобство работы на интерактивных досках и захотели такие в каждый кабинет».

- На работу просто летишь! Настолько интереснее стало работать, - поясняет учитель физики Наталия Владимировна Ряховская. - Даже мелом не надо пользоваться, дома на компьютере все подготовишь, а в классе у тебя на доске - готовый урок.

Директор школы говорит, что теперь на «учебные расходы» закупят, скорее всего, интерактивные доски, чтобы их побольше было. И тут же подчеркивает еще один плюс самостоятельной бухгалтерии:

- Я сам выбираю фирму, у которой приобретаю товар. Вижу, сколько он стоит, стараюсь выбрать подешевле, чтобы не переплачивать.

Начальник районного отдела образования добавляет:

- Но все должно быть в рамках закона. На уровне районного отдела финансов будет отслеживаться правомочность всех сделок. А вообще уровень школьного бухгалтера - это уровень главбуха. Ниже не подойдет. Поэтому найти таких специалистов в каждую школу нереально, да и не нужно это. Потому что, например, в сельских школах и детей поменьше, и учителей. У нас в централизованной бухгалтерии каждый бухгалтер отвечает за определенное количество школ, за свой округ - их четыре, по числу базовых школ. Директор идет напрямую к своему бухгалтеру и работает с ним. Но кроме этого, все траты должны согласовываться с управляющим советом, их у нас также четыре - по числу округов. Мы пришли к выводу, что создать в каждой малочисленной школе действительно работающий управляющий совет нереально. Удобнее по округам, и тогда в такой совет обязательно входят все главы сельских поселений данного округа. Они и в ремонте школам помогают, и в проведении мероприятий.

- На ремонт и содержание помещений мы получаем деньги из района, - говорит Александр Владимирович. - В итоге основной статьей расхода спецсчета является покупка учебного оборудования и внеклассная деятельность, то есть поездки детей на соревнования, призы и подарки за победы, а также канцтовары, картриджи, бумага для печатных изданий, можем приобретать электронные учебники, диски. Но все расходы утверждаются решением общественного совета, все через протокол.

Спрашиваю Александру Петровну Рогову, каким требованиям должен соответствовать школьный бухгалтер. Она сначала задумывается:

- Возраст - достаточно молодой, чтобы хватало сил вести работу в условиях новых реформ. Высокая трудоспособность, внимательность, терпимость, должен всегда суметь объяснить людям свою точку зрения и доказать ее, если потребуется... Люди десятилетиями привыкли к ЕТС и знали ее назубок. Раньше я каждое первое сентября в учительскую приносила тарификацию, и все ее листали. Просмотрят от и до, изучат и себя, и соседа! А сейчас каждое начисление зарплаты приходится объяснять. И бухгалтер должен во всем разбираться.

- Мой бухгалтер отвечает всем требованиям, - ставит точку директор. - И самому главному - гуманное отношение к коллегам. Она болеет душой за каждого! И очень хочет, чтобы все получали больше.