- Наталья Сергеевна, Тотемский район невелик: в нем 21 школа, 19 детсадов, детский дом, СДЮШОР, Дом детского творчества, Станция юных туристов. Из четырех целевых программ, реализующихся в последние годы на территории района, две посвящены развитию детей - это программы «Одаренные дети» и «Развитие детско-юношеского спорта». Почему именно такое ведущее направление выбрано в образовательной политике района? В Тотемском районе больше одаренных детей, чем в других?

- А знаете, я считаю, что так! У нас действительно очень много одаренных детей! И задача руководителей всех рангов в системе образования - от педагогов, работающих в классах, до нас, работников районного Управления образования - помочь каждому ребенку проявить свой талант или способности.

Целевая районная программа «Одаренные дети» действует с 2006 года. Статус муниципальных инновационных площадок по программе присвоен трем общеобразовательным школам. Среди них, в частности, Никольская средняя школа имени Н.М. Рубцова, работающая по теме «Развитие воспитательной системы на основе литературного и исторического краеведения».

- Ваш район тесно связан с именем русского поэта Николая Рубцова...

- В 1943 году после смерти родителей Николай Рубцов в возрасте семи лет оказался в детском доме в селе Никольское Тотемского района. Между прочим, уже в 9 лет под влиянием известного стихотворения Ивана Сурикова Рубцов написал свой вариант «Зимы», а его учительница литературы вспоминала, что он проявлял себя как прекрасный декламатор стихов - можно сказать, что уже в детстве он был заметен как одаренный ребенок! Ученики нынешней школы в селе Никольское, названной его именем, посвящают свои исследовательские работы истории создания отдельных стихотворений Николая Рубцова, «белым пятнам» в его недолгой трагической жизни.

- Каковы первые результаты общих усилий, направленных на поддержку одаренных детей района? Проявились ли уже среди них таланты, так же способные в будущем прославить Вологодчину, как Николай Рубцов?

- Одним из направлений реализации программы «Одаренные дети» в районе является олимпиадное движение. С 2003 года школьники Тотемского района ежегодно получают дипломы на областных олимпиадах по экономике, географии, истории, русскому языку.

Саша Пресняков и Света Шадрина из Юбилейной школы, став победителями областных олимпиад по экономике, поступили без экзаменов в Санкт-Петербургский инженерно-экономический институт. Ученица 10-го класса этой же школы Женя Самойлова получила в нынешнем году право представлять Вологодскую область на Всероссийской олимпиаде по экономике. В 2005 - 2007 учебных годах трое ребят из Тотемского района также участвовали во всероссийских олимпиадах по экономике и по географии.

Наши ученики - активные участники областных заочные олимпиад, проводимых Центром дополнительного образования Вологодского многопрофильного лицея. Если в 2003-2004 учебном году в заочных олимпиадах участвовало 4 школы Тотемского района и шестеро детей, а призеров олимпиад было пять человек, то в 2006-2007 году в них приняли участие 15 школ и 198 учеников, а призеров стало 92!

Уже 15 лет на Вологодчине проводится областная краеведческая олимпиада «Мир через культуру». Школьники работают в историко-этнографических, археологических экспедициях, в архивах... 17 исследовательских работ ребят нашего района опубликованы в сборнике «Известия Вологодского общества изучения северного края»! Шестеро наших выпускников по результатам областной олимпиады «Мир через культуру» без экзаменов приняты в Вологодский государственный педагогический университет; еще 6 учеников на данный момент имеют право такого поступления.

Интересно, что некоторые победители областных олимпиад, закончив ВГПУ, сами стали активными участниками системы образования района. Так, Алексей Кувакин в настоящее время работает директором Моисеевской школы, Татьяна Перевязкина - заместителем директора Советской школы. Анастасия Волокитина, получившая в школьном возрасте диплом третьей степени на Всероссийской конференции «Отечество», стала педагогом дополнительного образования Станции юных туристов.

Есть ли среди нынешних школьников «звездочки»? В 2006-2007 учебном году, например, Александра Коренева и Максим Зайцев были включены в список 100 лучших учащихся 5-8-х классов в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Занесены в книгу «Ими гордится Россия».

- Одаренный ребенок - это всегда теоретический ум? Насколько активны эти ребята в жизни?

- Зимой 2008 года в Москву на общероссийский гражданский форум, организованный Общественной палатой Российской Федерации, отправилась «Школьная компания». Так называется социальный проект, разработанный группой ребят из Юбилейной средней школы. Дети на самом деле создали компанию, выпускающую промышленную продукцию - в нынешнем году это красивые подстаканники для карандашей. Исходный материал - обыкновенные банки из пластика и стекла. Работают мастера по собственному бизнес-плану. В «Школьной компании» все роли распределены: кто директор, кто экономист, кто продавец... Эта детская мини-компания и рекламу своей продукции делает! Продукция высокого качества - на последнем региональном конкурсе школьных компаний ребята заняли I место в номинации «Лучший товар».

Есть и другие интересные проекты, реализованные учениками района. Например, недавно победил на областном конкурсе «Я - гражданин России» и будет участвовать во всероссийском конкурсе социальный проект команды тотемской школы №3 под названием «Аллея матери». Чтобы посадить березовую аллею вдоль одной из улиц Тотьмы, школьники опять-таки применили экономические знания: привлекли денежные средства, закупили саженцы, работали по бизнес-плану.

Практическую краеведческую работу в течение нескольких лет ведут ученики Великодворской школы со своим преподавателем Татьяной Игоревной Зимакиной. Их летний фольклорно-этнографический лагерь организует экспедиции в районе, по итогам которых дети создали, например, словарь местных диалектов из пятисот слов. Так что можно сказать, что во всяком успешном деле теория и практика идут рука об руку...

- Наталья Сергеевна, и все-таки какие конкретно организационные, управленческие пути привели к столь успешному результату?

- Помимо традиционных конкурсов педагогического мастерства в районе организован конкурс педагогов, добившихся значительных результатов в работе с одаренными детьми. Пяти учителям уже вручены гранты Управления образования по пять тысяч рублей. Педагогические кадры для работы с одаренными детьми нужно готовить. Для этого мы организуем специальные семинары, совещания, стажировки. Ряд педагогов-предметников, например, посетили семинары по теме «Подготовка к предметным олимпиадам всех уровней».

В 2007 году состоялся первый районный конкурс для учащихся, достигших значительных успехов в олимпиадах, творческих конкурсах, спорте. 10 школьников получили гранты в размере 1000 рублей. Кстати, в течение ряда лет Тотемский район в областной спартакиаде школьников занимал II место, в 2007 году завоевал I место. Воспитанница Тотемской СДЮШОР Саша Чежина на Всероссийских соревнованиях для учащихся - Празднике Севера в Мурманске - в этом году стала абсолютной чемпионкой в лыжных гонках.

Глава Тотемского муниципального района ежегодно проводит прием для победителей районных и областных олимпиад и... их родителей. Мы хотим, чтобы люди, воспитавшие хороших, успешных детей, были известны всем! На приеме, помимо награждения ребят благодарственными письмами, в форме «круглого стола» происходит обмен мнениями между представителями районной власти и школьниками по организации олимпиадного движения и иным проблемам. В прошлом году у нас родилось интересное начинание. После приема у Главы мы разделили победителей олимпиад по их желанию на группы и направили в целях профориентации в прокуратуру, в банк, в аптеку и в редакцию газеты «Тотемские вести». Руководители этих организаций рассказали ребятам о требованиях, которые предъявляются к нужным им специалистам.

А вообще наша задача - создать условия для реализации природных данных всем детям. Это особенно важно в условиях сельской школы.

Главный плюс - в образовательных учреждениях появляется интерес к индивидуальной работе с детьми. Педагоги видят, что ребята из других школ показывают высокие результаты - значит, и их ученики, и они сами имеют шансы быть признанными.

Ну а самое трудное - заставить директоров школ признать, что работа с одаренными детьми - это дополнительный труд учителя, и его необходимо оплачивать из средств надтарифного фонда.

Светлана ПОТАПОВА, Тотьма, Вологодская область

Кстати

Федеральная целевая программа «Одаренные дети» - составная часть президентской программы «Дети России», которая начала финансироваться на государственном уровне в 1996 году. Она нацелена на создание технически оснащенных специализированных центров по работе с одаренными детьми в семи федеральных округах.

В рамках реализации программы «Одаренные дети» в 24 регионах России выплачиваются губернаторские и муниципальные стипендии юным талантам.

В Республике Хакасия учреждена премия Председателя Правительства Республики Хакасия - туристско-познавательный тур по зарубежным странам.

В Хабаровском крае, Архангельской и Ярославской областях гранты губернаторов вручаются педагогам, работающим с одаренными детьми.

В Ставропольском крае созданы дистанционные курсы для заочного обучения одаренных школьников и краевой портал по сопровождению краевых олимпиад школьников.

В Хабаровском крае действует постоянный семинар для педагогов, работающих с одаренными детьми, проводятся консультации для учителей сельских школ.

В Ивановской области областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров организовано проведение экспертизы, анализа авторских программ, проектов по работе с одаренными детьми, изданы лучшие авторские программы и методические рекомендации.