Сегодня на территории России ЕГЭ проводят по разным технологиям, самые известные из которых созданы Федеральным центром тестирования (ФЦТ) и компанией КРОК.

«Каждый год в период эксперимента на основании заявки субъект РФ имел возможность выбирать конкретную технологию и, если необходимо, заказать обучение сразу по двум, протестировать и сделать окончательный выбор. Так сделали, например, в Иркутской и Калужской областях, - говорит заместитель начальника Управления контроля и оценки качества Рособрнадзора Валерий Сильвестров. - Чем конкретно одна технология отличается от другой? По ФЦТ централизованный тираж бланков для ответов ЕГЭ и сборка индивидуальных пакетов с контрольными измерительными материалами (КИМами) происходят на федеральном уровне, затем поступают в субъекты, где эти пакеты вскрываются в аудиториях, где проводится госэкзамен в присутствии учащихся. Технология КРОК перенесла процесс тиражирования бланков на региональный уровень, что удешевляет процедуру и экономит время. По окончании ЕГЭ здесь в отличие от технологии ФЦТ не происходит ручной пересчет бланков. Пакет просто сканируется, определяется комплектность поступивших материалов, что особенно важно для крупных регионов, таких, как Москва, где проверять и пересчитывать надо больше 70 тысяч бланков. Есть и третья технология, исключающая даже бумажный вариант бланков ответов ЕГЭ, так как на все вопросы человек отвечает на компьютере. Но, учитывая, что обеспечить одномоментный доступ к технике для всех участников экзамена пока затруднительно, да и уровень владения ИКТ в разных регионах, сельских и городских школах не однороден, эта технология используется только на отдельных экзаменах, например, на информатике во время вступительных экзаменов в вузы в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что с каждым годом обе основные технологии развиваются и совершенствуются. Еще в прошлом году по ФЦТ предусматривалась ручная сборка индивидуальных пакетов, теперь процесс автоматизирован, как изначально было по КРОК».

У каждой технологии есть свои сильные стороны. В Московской области АИС «Экзамен» используют уже пятый год. «Технология дает возможность массового охвата при высокой оперативности обработки материалов ЕГЭ, - говорит Николай Степченков, руководитель регионального Центра обработки информации Московской области. - Она удобна для учащихся, оптимальна в технологическом сопровождении и, что очень важно, имеет аналитическую составляющую, позволяющую проводить подробный анализ результатов ЕГЭ. АИС «Экзамен» предусматривает использование именных бланков ответов учащихся. Персональные данные не надо вписывать ручкой и выверять, чтобы не было ошибок. Технологическое сопровождение с помощью АИС «Экзамен» менее затратное, чем при использовании соответствующей технологии ФЦТ, требуется меньшее количество аппаратных средств, привлекается меньшее количество специалистов, затрачивается меньше времени на обработку информации.

На мой взгляд, очень важна и аналитическая составляющая АИС «Экзамен». Система позволяет региональному органу управления образованием получать, обрабатывать и анализировать статистические данные, как итог - корректировать управленческую деятельность с целью повышения качества образования. Программное обеспечение АИС «Экзамен» дает возможность провести анализ результатов ЕГЭ в зависимости от различных факторов, в том числе: зависимости тестового балла от количества часов изучения конкретного предмета в неделю, от вида образовательного учреждения, от квалификационной категории учителя и от учебника, по которому учился ребенок. В прошлом году русский язык в Московской области сдавали более 48 тысяч человек, это больше, чем 90 процентов выпускников. С такой репрезентативностью, с данным программным обеспечением мы можем делать выводы: какие темы учебной программы освоены лучше, какие явно «хромают».

В Новгородской области при проведении ЕГЭ традиционно применяют технологию ФЦТ. «Она изначально разрабатывалась исключительно для ЕГЭ, более проста в использовании и не требует дополнительной подготовки исполнителей на местах, - говорит Евгений Тульцев, начальник Управления офисных технологий Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и руководитель Регионального центра обработки информации ЕГЭ Новгородской области. - Однако КРОКовский продукт очень хорош для стратегических целей, для регионов, которые собираются на нем выстраивать всю свою систему в комплексе, когда, например, АИС «Экзамен» используют и вузы. Я знаю, что в Томске, Санкт-Петербурге по этой причине активно применяют разработку КРОК».

В Воронежской области пять лет работают по технологии ФЦТ. «В технологии есть как свои плюсы, так и минусы. В 2007 году серьезных сбоев с программным обеспечением у нас не было. Система отрабатывалась нормально, - говорит Сергей Ландсберг, директор регионального Центра обработки результатов ЕГЭ и мониторинга образования Воронежской области. - В отличие от технологии КРОК, при которой некоторые процессы осуществляются в регионах, Центр тестирования все делает через Москву. Например, свидетельства с результатами ЕГЭ, которые мы выдаем детям по окончании экзаменов, делаются в Центре тестирования и высылаются нам. Иногда бывали задержки, в основном из-за ошибок в свидетельствах. Понятно, что, когда в одну только область надо отправить около 20 тысяч свидетельств, ошибки неизбежны: или букву в фамилии пропустят, или цифры в паспорте перепутают. Такой бланк приходится менять, исправленный вариант нам возвращают обычной почтой. К сожалению, почта из столицы до Воронежа идет не меньше недели. И если ребенку надо сдавать вступительные экзамены раньше, возникают неудобства - свидетельства на руках нет. По большому счету это не проблема, потому что есть Федеральная база свидетельств, и любой вуз может проверить там результаты ЕГЭ. С этого года вводятся новые правила, и мы печатаем свидетельства у себя в регионе. Это позволит исправлять ошибки быстрее и выдавать документы вовремя».

«В Томской области изначально использовалась технология Федерального центра тестирования. Однако через некоторое время ее заменили на АИС «Экзамен», поскольку признали эту систему более полезной региону, менее затратной и более удобной в эксплуатации, - рассказывает Олег Пермяков, директор Томского областного центра оценки качества образования, кандидат технических наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Томского политехнического университета. - Приобретая АИС «Экзамен» однажды, регионы могут использовать ее не только для проведения ЕГЭ, но и для регулярного тестирования учащихся в ходе учебного года. Это дает возможность получать обширные статистические данные и отслеживать изменения в текущих показателях качества образования региона».

В Рособрнадзоре пока не дают окончательной информации о том, что произойдет на организационно-технологическом поле в 2009 году. Возможно, останутся обе технологии, что, как показывает практика, является хорошим стимулом для совершенствования процедуры. Либо регионам придется, принимая единый экзамен, перейти и к единой технологии. По каким критериям выберут лидера, сказать сложно. Вопрос пока остается открытым.

На заметку!

В США, где тестовая система проверки знаний учеников существует уже около столетия, с момента сдачи экзаменов до получения итогового документа проходит 4-6 недель, при том что тесты содержат задания только типа А и В.

NB!

Подробную информацию о едином госэкзамене можно получить на портале информационной поддержки ЕГЭ http://www1.ege.edu.ru/

Начала также работать горячая линия по ЕГЭ под патронатом заместителя председателя Комитета по делам молодежи Госдумы РФ Алины Кабаевой. Позвонив по телефону 8-800-505-12-05, школьники смогут получить консультацию по основным экзаменационным предметам ЕГЭ. Отвечать на вопросы будут профессора московских вузов и лучшие учителя российских школ.

P.S.

Читайте на сайте «УГ» www.ug.ru подробное описание технологической процедуры проведения ЕГЭ по продуктам ФЦТ и КРОК от специалистов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и мнения региональных экспертов о возможностях этих технологий.

На нашем сайте вы также найдете список регионов, в которых сдают ЕГЭ по ФЦТ или КРОК, а также полный текст приказа № 541 Рособрнадзора от 18.03.2008 «Об утверждении расписания проведения единого государственного экзамена и его продолжительности по каждому общеобразовательному предмету в 2008 году».