Ирина ЯРЦЕВА, директор лицея №8, Нижний Новгород:

- Если в школе нет провалов в уровне преподавания между одним и другим звеном, то остается чисто психологический фактор. Попадая сразу к нескольким и незнакомым для него учителям, ребенок теряется и порой показывает себя даже хуже, чем он есть. Поэтому администрация должна заблаговременно познакомить учителей среднего звена с теми классами, которые они возьмут, чтобы они успели посетить уроки, чтобы классные руководители встретились с родителями, друг с другом и обсудили каждого ребенка для лучшей работы с ним.

Ирина КОРШУНОВА, зам. директора по начальной школе гимназии №3, Волгоград:

- Трудности известны - происходит адаптация ребенка к новым условиям: новые преподаватели, новые предметы. Возрастает учебная нагрузка с 25 часов в неделю до 31. Психологически это тяжело для ученика. Поэтому мы начинаем заранее готовиться к переходному «рубежу». Например, со второго полугодия, когда уже произошел подбор учителей и классных руководителей для пятых классов, начинается взаимопосещение уроков. Скажем, учитель русского языка приходит к четвероклассникам на уроки, ведет наблюдения и записи, даже тетради смотрит. Потом мы все это обсуждаем на заседании кафедры. Конечно, работаем в тесном контакте с родителями и психологической службой гимназии. В конце мая у нас пройдет общее собрание, где мы вместе с мамами и папами обсудим, как помочь ребенку адаптироваться в средней школе, как сделать, чтобы он не боялся. Кстати, у нас в гимназии есть традиция: первые недели учебы пятиклассникам не выставляются плохие отметки.

Ирина ПЫЛИНА, классный руководитель

4-го класса школы №302, Санкт-Петербург:

- Переход из начальной школы в среднюю - это переход из одного мира в другой, и родители должны быть предельно чутки к ребенку, особенно в первое время. К нему нужно относиться как к первокласснику, потому что, по сути, все начинается сначала. Вторая трудность заключается в том, что не всегда идет состыковка программ и требований, которые предъявляются в начальной и в средней школе. Кроме того, ребенку трудно включиться в систему работы нового учителя.

При переходе в среднее звено возрастной фактор также имеет значение. За три месяца дети взрослеют, меняется их внутренний мир, и возникают трудности даже в общении со сверстниками. Особенно тяжело детям, которых после 4-го класса переводят из одной школы в другую.

Татьяна МЕРЧАЛОВА, классный руководитель 5-го класса, учитель математики и информатики школы №53 поселка Приобский, Новосибирский район, Новосибирская область:

- Основное отличие средней школы от начальной - число учителей, к которым нужно привыкнуть детям. Вторая сложность заключается в том, что у каждого предметника существует своя система оценок. Одни ставят итоговую оценку по теме, другие делают запись в журнале при каждом ответе у доски, третьи выставляют четвертные оценки по результатам основных контрольных работ. Третья проблема - работа с родителями: нужно их правильно настроить, объяснить, что их ждет. Как правило, если успеваемость в пятом классе поначалу снижается, родители часто приходят в школу посоветоваться. А если с успеваемостью все в порядке, мы их видим редко. Но участие-то нужно постоянно! Здесь нужна воспитательная работа классного руководителя с родителями.

Алексей МЕЛЬНИКОВ, учитель истории и классный руководитель 5-го класса школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:

- Переход из 4-го класса в 5-й для детей достаточно серьезный стресс. Теперь они должны стать более самостоятельными, ведь уроки проходят в разных кабинетах и на разных этажах, а учитель больше не будет сопровождать их на занятия. Чтобы ребенок элементарно не заблудился, классный руководитель должен познакомить детей со школой. Появление большого количества учителей тоже на первых порах вводит детей в замешательство. Ведь надо запомнить имена, привыкнуть к голосу, темпу урока. Поэтому я считаю, что учителям-предметникам надо знакомиться со своими будущими учениками уже в 4-м классе: посещать уроки, внеклассные мероприятия, родительские собрания. Тогда адаптация пройдет быстрее.