Конкурс - это тот повод, который позволяет привлечь внимание к педагогам и школам управ, префектур, сформировать заинтересованное внимание общества к учительству. Поэтому все, что происходит вокруг «Учителя года Москвы», выходит далеко за рамки конкурса.

Важно то, что в рамках конкурса происходит профессиональное совершенствование, повышение мотивации лучших учителей. Когда мы говорим о том, что, кроме зарплаты, может подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, то понятно: это прежде всего возможность для него повысить свою квалификацию и предъявить эту квалификацию профессиональному сообществу, руководству системы образования. Эта возможность реализуется для нас прежде всего в рамках конкурса. Это формирование и распространение лучших образцов профессиональной деятельности, которое тоже происходит естественно и органично. Поэтому сообщество учителей - победителей конкурсов прошлых лет так плотно и держится, это люди, которые подпитывают друг друга не только конкурсными процедурами, но и образцами профессиональной деятельности.

Наконец, конкурс - это представление столичного образования на федеральном уровне. Очень существенный успех был достигнут в прошлом году: Анна Мехед стала учителем года России-2007. Нельзя, конечно, добиваться победы каждый год, но все равно мы должны стараться сделать все, чтобы наш московский победитель выступил на российском конкурсе весьма достойно.

На самом деле конкурс очень сильно меняется каждый год. Дело в том, что очень творческие люди заняты его организацией и проведением на уровне округов, на уровне города. Элемент новизны на московском конкурсе - а это отличает столичный конкурс от некоторых региональных, где конкурс порой превращается в некоторую рутинную процедуру - тоже очень важен.

В конкурсе «Учитель года Москвы-2008» участвовали 1157 учителей из десяти округов и образовательных учреждений городского подчинения. Хотя установки на увеличение количества конкурсантов у нас нет, оно год от года все-таки увеличивается. 33 педагога в этом году стали победителями и представителями округов на городском конкурсе. В этом году мы установили представительскую квоту для округов, каждый округ имел право представить трех конкурсантов. При этом довольно интересна была предметная структура: больше всего было географов, а учителей иностранного языка на городском конкурсе не было вовсе.

Мы провели встречу-консультацию, когда были выставлены ориентиры во многом не только для конкурсантов, но и для членов жюри, которые начинают понимать, что в конечном итоге представляют собой те люди, с которыми придется интенсивно и постоянно работать в течение довольно длительного времени.

Городской этап конкурса был проведен на базе центра дополнительного образования «Поведники» с 24 по 29 марта 2008 года. Основная идея финала - «Учитель - это призвание». Жюри определило пятерку финалистов. 14 мая 2008 года будет названо имя абсолютного победителя - учителя года Москвы-2008, который будет защищать честь нашего города на российском конкурсе, который пройдет в Санкт-Петербурге. Нам предстоит интенсивная работа в мае - июне - июле по подготовке нашего победителя, участие в августе в установочном семинаре Министерства образования и науки РФ для участников Всероссийского конкурса, на котором будет ясно, по каким критериям будут судить конкурсантов.

Помимо традиций основного конкурса «Учитель года Москвы», о котором мы в основном всегда говорим, есть и несколько очень важных конкурсов. Это конкурс «Педагогический дебют», в котором участвуют будущие лучшие учителя города, которые пока учатся в вузе. Идеологом и основным организатором этого конкурса стал наш Московский городской педагогический университет и его ректор Виктор Василевич Рябов. В этом году победителей было двое - студентки МГПУ и МПГУ.

Кроме того, успешно проходит конкурс «Воспитатель года», который всегда пользуется большим успехом, так как охватывает очень большое количество участников, предоставляя возможность для воспитателя дошкольного образовательного учреждения показать и проявить себя наилучшим образом.

Есть еще конкурсы «Педагог-внешкольник» и «Самый классный классный», которые Управление воспитания и дополнительного образования проводит вместе с кафедрами педагогики дополнительного образования детей и психологии воспитания МИОО. «Педагог-внешкольник» всегда проходит очень красочно, на городском этапе было 56 конкурсантов. К отбору в рамках конкурсов «Педагог-дефектолог» и «Педагог-психолог» мы привлекаем родителей, семьи видят тех лучших педагогов, которые работают с их детьми, болеют за них. Это создает ту общественную поддержку и тот общественный престиж, которые нам так важны на этих конкурсах.

Кроме того, мы создали интересный прецедент и на базе МИОО провели конкурс учителей математики. Участники конкурса должны были сами решить школьные задачи по математике повышенного уровня, проверить работу и найти в ней ошибки. Нас упрекают в том, что такой конкурс проводится только для учителей математики, надеюсь, что в будущем году нам удастся расширить его рамки.