Я была на закрытии конкурса «Учитель года Москвы-2008» в Поведниках, там были представлены лучшие учителя из всех округов, которые хотели стать победителями. Когда мужчины плачут при подведении итогов конкурса, это значит, что им не все равно, как они выступили, какое место заняли. Нам нужно проанализировать итоги конкурсного соревнования, определить, над чем необходимо поработать перед проведением нового конкурса, чтобы возросли уровень и качество подготовки конкурсантов. В этом году по уровню педагоги-участники были подготовлены лучше, в основном участники - молодые учителя, и это замечательно. Если мы рассматриваем конкурс «Учитель года Москвы» прежде всего как повышение квалификации, то должны думать о том, как потом использовать опыт лучших педагогов и поддерживать тех, кто хорошо показал себя на этом серьезном профессиональном конкурсе. С каждым годом конкурс набирает силы, усиливается профессионализм педагогов, что для нас очень важно. Поэтому нам все больше и больше нужно интересных, творческих, развитых, способных, владеющих не только высокими профессиональными, но и высокими человеческими качествами, что для нас немаловажно.

Учреждения городского подчинения, о которых мы говорим как об учреждениях, достигших высочайшего уровня, должны давать образцы качественного педагогического творчества, педагоги из этих учреждений должны быть победителями профессиональных конкурсов.

Мы должны использовать педагогические конкурсы для воспитания и профессионального становления молодых педагогов. Карьера учителя - это не только продвижение к должности директора школы. Трудно бывает молодому учителю в своей собственной школе продвинуться, мы знаем, как порой относятся к молодым более зрелые коллеги. Некоторые директора вместо того, чтобы подумать о том, как использовать потенциал молодого и талантливого педагога, начинают его «задвигать», дескать, не нужен ему такой рядом. Конкурс может и должен помочь и молодым педагогам, за три года, пока они молодые специалисты, нужно послеживать путь становления, помогать всеми средствами, которые только есть в городе. Может быть, педагогический молодняк нужно поднять на уровне районов, но если у себя в районе молодой учитель станет победителем конкурса, то, значит, его уже заметили, значит, стимулируют его творчество.

Нам нужно предъявлять наших победителей, наших лучших педагогов даже не столько педагогическому сообществу, сколько вообще обществу. Мы разными способами должны пропагандировать и показывать итоги деятельности образования, в том числе на телевидении, на радио, в различных изданиях, на родительских собраниях.