Не забывается такое никогда

Погружение было полным. Два дня после приезда в Москву из Поведников, где проходил заключительный этап конкурса, были очень странными. Мысли постоянно возвращались то к одному, то к другому эпизоду конкурса. Повседневная жизнь школы оказалась самым действенным лекарством.

Почему в 2004 году я был так самонадеян и глуп, что не стал серьезно готовиться к городскому этапу конкурса? Почему я полагал, что умен и опытен, а уроки мои просто прекрасны? (Прав Михаил Жванецкий: «Запорожец» - тоже прекрасная машина, когда других не видел! Никто тогда не сказал нужного слова вовремя, а жаль!

Первый день конкурса прошел в напряженном ученическом внимании. На второй день после своего выступления я стал воспринимать все происходящее, как бы с высоты. Стал обобщать увиденное, и возникло очень странное ощущение тревоги. На третий день я смог сформулировать для окружающих, что стал осознавать. Разбор полетов, который был точен и жесток, подтвердил направление мысли и позволил мне сфокусировать их. Первый пласт их таков. Урок - жесткая форма, отточенная веками. Это стройные ряды парт лицом к тебе. Ты - напротив них, они - напротив тебя. Они сидят, а ты стоишь, они молчат, а ты говоришь. Нас так учили. По-другому мы боимся, потому что не знаем как. Когда я смотрел на уроки коллег, то подспудно ждал, что кто-то выйдет из формы, кто-то покажет такое... Не случилось. Остались только тревожные вопросы:

Есть ли другие формы обучения?

Если парты поставить по-другому?

Как построить работу с группой так, чтобы в конце выйти вместе к нужному смыслу?

Как сочетать активность детей с плодотворной работой?

Как сделать так, чтобы хватало времени на обсуждение?

Эти вопросы ждут ответа. Думаю, пусть урок существует как промежуток времени, а формы его проведения станут многообразными.

Но все же соответствует ли традиционная форма урока современным задачам, которые ставит перед учащимися жизнь? Да, да! На самое святое покушаюсь? Возможно, но уж если дали свободу фантазии... Серьезные современные философы, которые пытаются понять и предугадать ход развития нашего общества, считают, что успешными в будущем станут те, кто научится договариваться. Для этого нужно иметь определенную (выясненную до конца) позицию по поводу переговоров или договора. Ее нужно научиться вырабатывать и отстаивать. Сможет ли учитель, ограниченный рамками традиционного урока, развить эту способность у учащихся? Сомневаюсь. Вторая способность, необходимая для человека договаривающегося, - это способность слушать и слышать участников переговоров. Современный человек должен уметь слушать членов своей команды, а также слышать оппонентов. Но сможет ли учитель на своем обычном уроке помочь выработать или развить эту способность? Сомневаюсь. Третья способность - говорить, говорить убедительно, приводя аргументы. Я тоже сомневаюсь, что на обычном уроке учитель может потратить время на то, чтобы выслушать аргументы учащегося до конца.

А как научить ставить цели и планировать работу? Снова вопросы, вопросы...

Сегодня со мной заводят разные разговоры о конкурсе, и я удивляюсь, сколько всего самого разного намешано и насобрано, того, что на самом деле к конкурсу не имеет никакого отношения. Теперь я понимаю, что мифы живучи и удобны, что развеять их - дело трудное и хлопотное. Другое дело - поискать в них правды.

Миф №1. «Конкурс «Учитель года» - чистая «показуха».

Но ведь это правда! Каждый учитель, принимающий в нем участие, показывает свой опыт и свое умение. Жюри сидит и смотрит, а затем оценивает. Смотрим и мы, но мы учимся, примериваем на себя.

Миф № 2. Все происходящее на конкурсе не имеет ничего общего с реальной работой в школе.

Как раз наоборот! Имеет и даже очень. К сожалению, там очень много «прозы жизни».

Почему же следует участвовать в конкурсе «Учитель года»? Каждый учитель с течением времени немного «бронзовеет» - становится «ходячим памятником». Конкурс позволяет учителю, не утратившему чувства юмора, скинуть немного панциря с плеч. Как и почему? Во-первых, он видит вокруг себя большое количество таких же «памятников», а также то, как они себя ведут. Во-вторых, посмотрев большое количество выступлений коллег, начинаешь различать, кто из них функция, а кто индивидуальность. В-третьих, и самых важных для меня, что начинаешь понимать, сколько в твоей работе ремесла, а сколько творчества. Начинаешь понимать, что ты можешь поменять, а что нет. Работа мысли рождает совсем неожиданные вопросы, я бы даже сказал, «крамольные»!

Если вы хотите запустить в вашей голове процесс обдумывания, то вам просто необходимо посмотреть на многое и себя показать, это значит, вам пора принять участие в конкурсе «Учитель года Москвы».

Павел ВАСИЛЬЕВ, учитель физики школы №192

«Не бывает напрасным прекрасное...»

В одной старинной книге, написанной для тех, кто хочет достичь душевного спокойствия и гармонии с внешним миром, дан совет: заведите себе комнату, куда будете входить только в хорошем настроении, стены велите покрасить в «теплый» цвет и создайте интерьер, вызывающий положительные эмоции. Комната станет для вас не только местом релаксации, но и напоминанием о том, что возможна и другая жизнь помимо той, которую вы ежедневно видите вокруг. Вот уже несколько лет такая своеобразная «комната» есть среди школьных предметов - это урок мировой художественной культуры, где царят иные смыслы, ритмы и ценности. Эти ценности потому и ценности, что в любые времена по ним можно «выправлять» в себе достойного человека.

Я счастлива своей прикосновенностью к предмету «Мировая художественная культура», который необходим в нашем государстве как нигде: ведь «Россия (по верному замечанию Иосифа Бродского) - уникальная страна, которая осознает себя через культуру».

Именно потому, что сейчас в школу пришло поколение, которому не пели колыбельных песен и не рассказывали сказок, у нашего предмета появилась особая этическая миссия: учить надо добру, потому что злу люди, к сожалению, учатся сами. Искусство должно подставлять плечо и давать людям душевные силы для жизни. А если наш ученик только прочитает утром названия фильмов в телевизионной программе, даже не посмотрев эти «шедевры», то где же ему взять добрый настрой души? Думаю, культура должна работать на достоинство, а не на распад человека. Стараюсь, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и важное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление возвышенного в мире и в людях; чтобы душе ученика постепенно все стало доступным - и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство, и неподдельное сочувствие всему страдающему, и красота родного языка, и творческая жизнь национального гения. Поэтому вслед за Максимилианом Волошиным восклицаю: «Я не учу - я пробуждаю!» Если ученик хочет что-то увидеть, понять, предлагаю не заглядывать в замочную скважину (ведь поклонение примитивному происходит из-за незнания истинного), а встать на цыпочки, тогда он увидит все отчетливее и дальше.

По моему глубокому убеждению, основным на уроках МХК по-прежнему остается яркое, вдохновенное, талантливое Слово учителя и, конечно, книга. Мои главные опасения вызваны прежде всего вытеснением книги из повседневной культуры. Мне больно, когда я вижу, как мы теряем самые основы наших историко-культурных представлений. Люди перестают читать, и это трагедия, масштабы которой мы еще не представляем себе. Визуальные же источники знаний уже в основе своей становятся навязанными, особенно это касается телевидения. Даже если у вас 32 программы, то, что вы смотрите, - это не ваш самостоятельный выбор, за вас все уже выбрали. А чтение книг, на которых воспитаны многие поколения, - это прежде всего свобода мыслить, воображать, перечитывать, возвращаться. Книга - ценность, теряя которую мы лишаемся человека мыслящего, человека говорящего. К сожалению, с современными школьниками теперь мало говорят и мало их слушают, а ведь это тоже необходимо. Помните, у Владимира Соколова: «Играть и петь умел Сальери, а слушать нищих не умел...» А посему слово ученика для меня тоже очень важно, для меня урок МХК - урок общения, ведь общение можно назвать в широком смысле культурой. Сказал же Юрий Михайлович Лотман: «Культура - это то, как люди общаются». Полагаю, что развивающий эффект оказывает не сумма знаний, а сам факт общения ребенка с другими людьми - с родителями, родственниками, талантливыми педагогами. Ведь воспитать личность может только личность.

Но, безусловно, я использую и технологии инновационные, зародившиеся в образовательной области «Искусство»: социоигровая технология, образно-ассоциативная технология действенного анализа произведений литературы, живописи, музыки, технология погружения в эпоху плюс информационно-коммуникативные технологии как инструмент получения сведений и создание проектов и презентаций. Эти технологии направлены на глубокое, неформальное усвоение нового опыта, они позволяют оптимальнее использовать время учебного процесса за счет высокой эффективности интерактивных методик и социоигрового общения. Все эти технологии интересно сочетаются, например, в своеобразной форме урока-турнира, который развивает оперативное самостоятельное мышление, дает психологический комфорт и возможность реализовать себя, позволяет нестандартно подойти к тексту, основываясь на принципе научности и занимательном литературоведении; предполагает накопление взаимного опыта и взаимных переживаний, а еще это и замечательная форма интеллектуального досуга, интеллектуальной игры. Технологии «Искусства» создают комфортную среду, поскольку основаны на целостном участии личности в процессе обучения. Ребенок способен развивать триаду «культура тела - телесность», «культура чувств - душевность», «культура мышления - духовность» до «искусства жить», точно так же, как он способен понять и принять умом и сердцем культуру разных эпох и народов, стать от этого мудрее и восприимчивей к красоте мира.

Эстетическое развитие каждого школьника - это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценного усвоения нравственных принципов отношения к миру, людям, природе. Перевоплощение под воздействием искусства активизирует творческие способности ребенка: воображение, фантазию, внимание, ассоциативное мышление, способность к сопереживанию и сочувствию. Оно открывает ребенку «тайну его Я» - личности, устремленной к творческому процессу самореализации. И в конечном счете ребенок формирует в себе социальный характер, способный влиять на становление общества в целом.

А посему смею утверждать: ни в коем случае нельзя ломать систему общего образования, в которой только двум предметам - литературе и МХК - отводится решение задач формирования ценностной шкалы личности учащихся, так как значение предметов области «Искусство» в таком мегаполисе, как Москва, только возрастает. Столица не должна снижать уровень образования в этой сфере ниже общепринятых мировых стандартов. Энтузиастам, взявшимся в школе объяснять детям, что такое художественная культура и почему без нее не обойтись, работать нужно всегда с полной отдачей, на хорошем материале и в негуманный век нести гуманные идеи.

Если не будет у нас достойного искусства - не будет и страны. Никакая экономика, никакая политика - ничто, кроме подлинной культуры, не поможет нам поднять голову. Но культура - не сфера услуг и даже не сфера идей - это фундамент личности. Полагаю, что благодаря предмету «Мировая художественная культура» мы можем воспитать мыслящую личность, основа которой - духовный стержень, формируемый серьезно, но без умничания; надежно, но без унылого ремесленничества; вдохновенно и живо, но без легкомыслия, в общении с искусством. Ведь искусство - это отстаивание вечных ценностей в новых условиях!

Елена ВАСИЛЬЕВА, учитель мировой художественной культуры школы №1158

Командой правит вдохновенье

Я не ожидал. Не ожидал всего того, что произошло после предложения руководителей моей школы №1060 - директора Михаила Ильича Случа и завуча Сергея Александровича Ловягина, - участвовать в конкурсе «Учитель года». А произошло много вещей удивительных.

Какой конкурс, думал я, когда столько работы? Впереди - Новый год, ярмарка, Рождественский фестиваль, грандиозный («Синяя птица»!) спектакль родителей с ночными (как всегда) репетициями. Это не считая уроков, проекта. Как в свой безумный график я помещу еще и конкурс? Поэтому согласился я не сразу. Спасибо, Сергей Александрович, сам прошедший победоносно все этапы конкурса, был настойчив. И, будучи виртуозом виртуальных технологий, устраняя «с лету» технические проблемы, помог придать моим первым попыткам лапидарную ясность формы.

Решение принято, и вот первого ноября все началось. «Визитная карточка», «Презентация опыта», «Педагогическая концепция», эссе по философии образования, урок не в своей школе (до сих пор удивляюсь, откуда появлялись силы ко всему готовиться?), знакомства: личные и с опытом работы (спасибо, ребята, за ваши педагогические откровения!).

И - как апофеоз - финал окружного этапа. Откуда ни возьмись выплыла проблема: куда-то нужно ехать, да еще, как говорится, «с вещами». На неделю. Тогда я еще не догадывался, ч т о все это мне даст, к а к изменится мое в и д е н и е и своего предмета, и педагогической ситуации в целом. Огромную благодарность хочется выразить руководителю методической службы нашего округа Марианне Владимировне Лебедевой. Счастливое сочетание ее личного обаяния и непреклонности создало непередаваемую атмосферу захватывающего творчества в Коллонтаеве.

«Минимум, минимум, минимум будет сна, максимум, максимум в день будет полчаса, конкурсов, конкурсов, конкурсов будет тьма, только бы мне от них не сойти с ума...»

Городской этап начался с фразы: «Ну что, зайчики мои дорогие, поздравляю вас, вы уже победили!» Дальше можно было не продолжать. Сказанная председателем Большого жюри Галиной Александровной Китайгородской эта фраза для меня сразу стала знаком и визитной карточкой конкурса в Поведниках. В ней было все: кураж, ирония, самоирония, огромное уважение и любовь к участникам. И главное, в этой фразе чуткое ухо улавливало атмосферу конкурса, в которой свободно дышится и которой «правит» вдохновенье. Ведь профессионализм педагога состоит еще и в том, чтобы всегда оставаться живым.

«Команда», которая предстала перед нами, оказалась феерически талантлива. Как игроки сборной, для комментаторской краткости без отчеств (извините!), проходят перед внутренним взором Игорь Агапов, Андрей Лукутин, Ольга Шугаева, Андрей Милёхин, Глеб Мочалов, Андрей Романов. Дорогого стоят эти милые напутствия, почти с врачебным милосердием сказанные слова: «Смотрите на меня, вам будет легче!» и даже «спор»: «Нет, лучше на меня!» Людмилы Семеновны Левиной и Ларисы Исааковны Каминской перед началом испытаний.

«Ну что, зайчики мои дорогие?..»

В самом деле конкурс - это победа начиная с первого же решения - на конкурсе б ы т ь. Победа над собой. Над собой обычным - в беготне, чаще усталым, чем удовлетворенным результатами, из-за нехватки времени откладывающим «светлые идеи» на «когда-нибудь потом». И благодаря духу, царящему на конкурсе, даже маленькая победа незаметно превращается в череду побед над собой. Это главный результат конкурса. И всем, кто организовал эту возможность, большое спасибо.

И еще нельзя не сказать о том незримом присутствии, которое сопровождало меня на всех этапах, во всех испытаниях. Думаю, без этого присутствия победа была невозможной. Школа, моя школа №1060, где я работаю десятый год, наш коллектив педагогов, наша педагогика, назовем ее привычно - гуманистическая, были все время где-то рядом. Поэтому мне было легко, радостно и счастливо.

Ну что сказать, коллеги,

вам на прощанье?

Что не напрасны все ваши

старанья!

Это значит, будет жить

образованье!

Москве поможем,

вспоминайте нас!

Михаил СТАРОДУБЦЕВ, учитель музыки школы №1060