Как сделать так, чтобы каждый человек чувствовал себя уютно в своей стране, как помочь ему быть востребованным обществом и чтобы само общество было ему небезразлично? Этот вопрос прозвучал в самом начале обсуждения. Ответы были сходные, но пути предлагались разные. Далеко не каждый человек может оказаться в органах управления, но у каждого есть возможность быть причастным к жизни страны, влиять на нее.

В ХVIII-ХIХ веках в России у многих была внутренняя потребность служить Отечеству. Тогда часто говорили об общественном, государственном служении. К этому же нужно готовить и сегодняшних подростков, молодых людей, чтобы у них появилось это качество, чтобы это было естественным стремлением. Каким образом? В школах преподают право, граждановедение, обществознание. Именно эти предметы, по мнению многих, непосредственно учат ребенка жить в гражданском обществе, в правовом государстве, в условиях рыночной экономики. Нашлись оппоненты, которые считают, что сами по себе знания ничего не дают. Воспитать настоящего гражданина, без которого невозможно дальнейшее развитие экономики, передовой науки, гражданского общества, можно только через реальную деятельность, а полученные на уроках знания и умения только этому помогут. В школах это социальное проектирование, волонтерское движение, другие полезные дела на благо социума. В муниципальных образованиях округа есть программы, которые позволяют детям во всем этом участвовать.

Именно благодаря такой практике можно подготовить общественно значимую личность. Однако такую задачу одной школе не решить. Только в союзе с общественностью. Подобное взаимодействие уже есть в округе, но не повсюду, и еще нет в этом единой системы. Большинство сошлось на мнении, что воспитание гражданина должно стать национальным приоритетом. Хорошо бы поэтому подготовить документ, где будет прописана роль общественных организаций по вовлечению детей в реальные дела. Отсюда еще одно предложение: чтобы за образование и воспитание детей отвечали не только работники этой сферы, но и те, кому небезразлична судьба молодого поколения и судьба страны, скажем, через 10-15 лет.

Главной общественной организацией в стране, если не считать профсоюзы, является Общественная палата РФ. Во время посещения ее вновь избранным президентом речь зашла об оценке ее деятельности. Сами члены палаты оценили свою работу неудовлетворительно. За два года они провели экспертизу более 90 федеральных законопроектов, предложили несколько вариантов. И только 20 предложений были приняты, остальные отвергнуты. А ведь на разработку было потрачено много денег и времени. Дмитрий Анатольевич посоветовал членам палаты привлекать к своей деятельности другие общественные организации и не только федеральные, а и региональные. И тем не менее на счету Общественной палаты РФ есть и достижения. Ею проведено несколько весьма заметных акций по защите простых граждан от произвола чиновников. Часть ее участников особенно ярко проявили свою гражданскую позицию. Палата разрабатывала предложения и передавала на рассмотрение Госдумы, правительства, аппарата президента.

Выступавшие по-разному понимали взаимоотношение общественных организаций с государством. Одни считали, что нужно помогать власти в решении социальных, экономических проблем, другие уверены, что общественные структуры должны оставаться вечными ее оппонентами, быть в оппозиции, критиковать все ее действия. Сегодня общественные палаты созданы в ряде регионов страны. В том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Затем возникли и районные общественные палаты. Был отмечен большой потенциал палаты округа, но пока он в полной мере не используется, и прежде всего в целях воспитания школьников. Участниками конгресса высказано пожелание: подготовить для этого специальную программу. Отметили окружную молодежную палату, которую возглавляет Андрей Прохоренко. Она помогает воспитанию лидеров среди подростков и молодежи.

На «круглом столе» оценивали работу этих и других общественных организаций с разных сторон. Всех интересовало прежде всего, как они между собой взаимодействуют. Выступавшие высказали сомнение, что организации, и в том числе общественные палаты, которые образуются по рекомендации сверху, смогут в полной мере служить интересам общества. Такие объединения не считаются самостоятельными. В то же время приводились примеры того, как они все активнее действуют, энергично работают над развитием гражданского общества.

Гражданское общество состоит из граждан, которых воспитывают, как было сказано, в школах. Они уже в средних классах нередко проявляют свою гражданскую позицию благодаря социальному проектированию, участию в органах ученического самоуправления. К их голосу нередко прислушиваются и муниципальные власти. Но не все зависит от нее, многое зависит от самих людей.

Скажем, чистота в подъездах, во дворах. Только равнодушные могут не замечать этого беспорядка и проходить мимо. Ребята так не ведут себя. В каждой школе Ханты-Мансийского автономного округа есть свой ученический парламент. Его выбирают сами ребята, администрация и учителя обычно не вмешиваются. Таким образом готовят ответственных, активных граждан. Они, еще сидя за партой, знакомятся со всем избирательным процессом. Члены школьного парламента нередко вместе с представителями местной власти обсуждают насущные вопросы поселка, села.

Молодежные объединения в округе становятся важными ресурсами развития региона. Они действуют независимо от районных и поселковых руководителей, но вступают с ними во взаимодействие. То же самое можно сказать и о школьных парламентах и детских организациях. Привели и другой пример. В одной школе выбирали ученический совет. И тогда двух учительниц спросили, готовы ли они и администрация поделиться с советом частью своих полномочий, те, подумав, дали отрицательный ответ.

Создаются не только школьные, а и молодежные советы. Глава города Нефтеюганска Сергей Бурков сказал, что ему ощутимо помогают детские и молодежные организации, и без них многие проблемы не были бы решены. Это важный резерв административных и общественных деятелей.

Конечно, выступающие говорили не только о той молодежи, которая проявляет гражданственность, учится общественному служению, помогает городу, поселку или селу справляться с пусть еще не очень сложными, но нужными и важными для населения проблемами. Есть другая молодежь: сытая, пьяная, равнодушная. И с нею нужно работать, в том числе и общественникам.

Участники «круглого стола» выразили единое мнение: нельзя молодым предлагать, тем более навязывать какую-то инициативу, инициативы должны исходить от самих подростков и молодых людей. Нужно стремиться вызвать с их стороны встречное движение. То, что ими самими придумано, самими выбрано, делается с большей охотой, с большей активностью и удовольствием, нежели то, что спустили сверху.