Тибор Гал из венгерской ассоциации «Сивитас» признался, что лишь в немногих школах Венгрии есть предмет «Гражданское образование» из-за того, что общенациональная учебная программа строго регулирует нагрузку школьников. Учителя, которые преподают традиционные предметы, тоже не очень радуются появлению в расписании «конкурента», потому что нагрузка у венгерских педагогов повыше, чем у российских, - 22 часа в неделю. Тем не менее «постепенно количество учеников, которые участвуют в наших программах, возрастает». Отличие венгерского варианта проекта «Гражданин» в том, что здесь в программу включили пятый этап: участники программы должны найти какое-то практическое решение проблемы. «Мне кажется, это наиболее удачная программа, которая позволяет детям принимать активное гражданское участие в жизни общества, - уверен Тибор Гал. - В Венгрии очень развито школьное самоуправление. Ученикам важно привить те навыки, дать те знания, которые помогут им разрешать конфликты внутри школы. Очень часто ученики оказываются в конфликте с педагогом, мы пытаемся научить их выходить из него с помощью специального тренинга.

Зафарулла Хан, руководитель пакистанского Центра гражданского образования, ценит программу «Гражданин» именно за то, что ее общую методологию можно легко насытить конкретным содержанием в соответствии с условиями каждой конкретной страны. А эти условия в Пакистане таковы: «Из 60-летней истории нашей страны более 30 лет нами управляли различные диктаторские режимы. У нас было так мало возможностей жить и развиваться внутри демократии, поэтому очень важно, чтобы граждане умели в условиях демократических институтов защищать свою позицию, доводить ее до властей. К сожалению, со времен холодной войны до настоящего времени Пакистан не особо присутствовал в мировых новостях и в глобальной политике. Тем не менее мы себя воспринимаем как элемент общего, глобального мира».

Ученики пакистанских школ, прошедшие через проект, замечательно научились лично представлять свою гражданскую позицию, защищать ее. Главное завоевание демократии для пакистанцев - конституция. «Это своего рода общественный договор между государством и обществом. Конституция - важный элемент, поэтому мы обучаем наших детей конституции. Мы также стремимся, чтобы граждане осознали, что самое ценное право - избирать и быть избранным. Учим детей не механически участвовать в выборах, проставляя значок на избирательном бюллетене, а стараемся, чтобы они осознали, что наделяют тех, кого выбирают, особыми правами, делегируют источники власти народа своим представителям. Очень важно, чтобы граждане те знания, которые они получают в школах в теоретическом и в практическом плане, использовали на благо».

Украина - не просто наш сосед, это страна, с которой Россию объединяет прошлое, культурные и родственные связи, мы похоже мыслим, украинская и русская системы образования тоже имеют очень много общего. Об этом говорила руководитель украинской ассоциации учителей «Нова Доба» Полина Вербицка. «Изюминка» украинского гражданского образования - привлечение к работе студентов педагогических вузов. «Мы отобрали несколько вузов - в Бердянске, Харькове, Ровно, Ялте, Днепропетровске, Кривом Роге, Сумах, Каменец-Подольске и Одессе. В этих вузах выделили небольшие команды студентов и преподавателя. У них было несколько встреч, мастер-классы, они участвовали в летних школах. В этом году во время своей педагогической практики они делают проект «Гражданин» вместе со своими учениками в школе, где проходят практику». Сотрудничество ломает стереотипы. В прошлом году русскоязычные студенты из Ялты создавали свои презентации уже по-украински. «Это хороший пример - как государство должно воспитывать своих граждан. Надо создавать равные условия и возможности, а не принуждать. Это самая большая ценность и эффект гражданского образования».

Чем отличается украинский вариант проекта «Гражданин»? «На втором уровне мы оставляем всего 40 команд. И эти 40 команд мы приглашаем в мае в Киев, делаем большую презентацию, участники привозят порфтолио, раскладывают прямо на улице. Мы зовем средства массовой информации. Приглашаем представителей власти и всегда учим их, что они должны сказать: «Это хорошо, это классно, дети делают большое дело». Мы боимся тиражирования, боимся повторяться, работать неинтересно, неискренне».

Выступление представителя негосударственного образовательного учреждения Институт Яна Тониссона из Эстонии Сулева Валдмаа не раз прерывалось аплодисментами. Господин Валдмаа говорил ярко, с юмором. Учителя ХМАО признали в эстонце «своего» - педагогический стаж Сулева 28 лет. К тому же он самый горячий поклонник «Гражданина». «Я не знаю лучшего проекта! И я сторонник того, чтобы он воплощался в жизнь стопроцентно, как оно было предусмотрено американцами. Дам вам только пару примеров. Во-первых, все ученики в классе должны участвовать в проекте. Тогда решается проблема «белых ворон», учеников, которые чувствуют себя чужими, такие есть в каждом классе. Никто не остается в стороне, все включены в совместную работу по их возможностям и силам. Во-вторых, проект позволяет «вытащить» детей, которые всегда были в тени. Я слышал реплики учителей: «Господи, я не знала, что этот ученик говорить умеет!» А сейчас он стоит перед всей школой, и на него приятно посмотреть. Проект «Гражданин» - великолепное лекарство».

Кофе-брейк

Надежда Крицкая, доцент кафедры предметной области «Обществознание» Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Вятского государственного гуманитарного университета:

- Мне хотелось посмотреть, что происходит вовне. Когда в одном котле варишься, такое ощущение, что сам себя воспроизводишь. Посмотреть, что происходит в других регионах, какие идеи приоритетные, как это ложится на гражданское образование. Это было интересно. Что увожу с собой? Идеи, которые оставили вопросы. Хотелось бы многие мастер-классы посмотреть, но надо выбирать, поэтому растекались по аудиториям и кулуарно обменивались информацией, выбирали какую-то интересную для себя тему. Например, я давно занимаюсь вопросами рефлексии, оценивания, становления гражданской позиции, мне было интересно посмотреть, как можно развивать свою тему.

Меня всегда потрясает динамика развития проекта «Гражданин». Что это, теория или система воспитания? Мне кажется, здесь больше воспитания. С другой стороны, как реализовать этот воспитательный момент, если я не знаю, что такое страна, где я живу? Чем чаще такие встречи происходят, тем лучше видны масштабы. Потому что, когда в своем регионе замыкаешься, это не так очевидно. Когда видишь, сколько людей в это вовлечено, какой интерес вызывают занятия... Тем более когда в мастер-классе участвуют иностранные гости из разных стран. Они так бурно реагируют, спрашивают, рассказывают о том, что происходит в их стране. Вчера на моем мастер-классе мы обсуждали типы легитимности. Было очень интересно услышать, как воспринимают классические типы легитимности люди, которые приехали из других стран. Они говорят - у нас нет таких типов легитимности. Такая, например, была реплика: «Законная власть, но с опорой на оружие». Что нас всех объединяет? Все дружно сказали, что мы идем к законной власти, но просто находимся на разных уровнях. Мне оказался очень интересен культурный диалог. Много впечатлений. Теперь я могу ссылаться на представителей разных государств, когда мы говорим об историческом контексте, приводить примеры.