На эти вопросы попытались ответить участники презентации.

Издательство «АСТ-пресс»

Константин ДЕРЕВЯНКО, заместитель генерального директора издательства «АСТ-пресс» по развитию:

- Мы хотели бы представить два приоритетных проекта нашего издательства: «Словари XXI века», который реализуется совместно с Институтом русского языка РАН, и учебный курс Андрея Кулакова «Религии в России» для 10-х (11-х) классов. В проекте «Словари XXI века» участвуют Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Московский государственный университет, Уральский государственный университет и многие другие, он поддерживается Министерством образования и науки РФ, другими общественными и государственными организациями. Цели проекта - сохранение языкового наследия России, популяризация русского языка, повышение культуры русской речи. Предполагается выпуск 11 серий словарей русского языка и двуязычных словарей. На сегодня выпущено 11 словарей в двух сериях - фундаментальные словари и настольные словари русского языка. Ключевое издание, которое выпущено на сегодня в серии фундаментальных словарей, - Большой лингвострановедческий словарь «Россия».

Евгения РОСТОВА, ведущий научный сотрудник Государственного института русского языка имени Пушкина, научный руководитель авторского коллектива Большого лингво-

страноведческого словаря «Россия»:

- Симбиоз языка и культуры остается одним из главных принципов при обучении русскому языку иностранцев. Совокупные знания языка и культуры требуются не только иностранцам, но и нашим соотечественникам и, конечно, нашим детям. Таким образом, словарь был написан и для зарубежных русистов, и для отечественных преподавателей русского языка, общественных дисциплин. Как он устроен? В этот словарь были отобраны только те слова и выражения, номинативные единицы, которые называют очень важные для русских явления национальной культуры, начиная от природы и кончая произведениями искусства. В чем связь языка и культуры? В том, что отобранные слова живут в языке самостоятельно, образуют новые выражения, приращивают дополнительный смысл, могут входить в крылатые выражения, становиться названиями артефактов и так далее.

Андрей Кулаков, старший научный сотрудник Федерального института развития образования, преподаватель московской гимназии №1517, автор учебного пособия «Религии в России»:

- Я чувствую потребность рассказать школьникам о религии. Я ориентируюсь на наших реальных школьников, которые, как правило, к религии никакого отношения не имеют. Однако сейчас ситуация меняется на глазах. Сегодня возникла дискуссия, надо школьникам рассказывать о религии или нет. Общество оказалось расколотым. Я продолжаю оставаться на той точке зрения, что наша задача - познакомить школьников с религиозной жизнью. Не только для того, чтобы поведать о философии разных религий, которая безумно интересна, но даже из практических соображений - как не попасть в трудную ситуацию, когда вы путешествуете, как обратиться к священнику, как вести себя в храме. С этой позиции был написан мой учебник «Религии в России». Грифа эта книга пока не имеет. Ни один из учебников по религии пока еще официального грифа не имеет. Все в равном положении.

Издательство «Дрофа»

Татьяна Никитина, заведующая кафедрой истории и обществознания издательства «Дрофа»:

- Издательство наше существует 16 лет, и мы занимаемся выпуском продукции по обществознанию, граждановедению буквально с первого дня создания. Я привезла вам линию учебников Анатолия Федоровича Никитина. Это «Обществознание» с 6-го по 11-й класс. Думаю, многие из вас хорошо знакомы с этими книгами. И я хотела бы сказать об учебниках по граждановедению Анатолия Никитина для 5-7-х классов. С прошлого года такого курса в базисном учебном плане нет, есть обществознание с 6-го класса. Но мы продолжаем издавать эти книги, потому что во многих регионах, школах граждановедение по-прежнему преподают с 5-го класса. Достоинство этих учебников - достаточно простое изложение материала, прекрасно разработанный методический аппарат, учет психолого-возрастных особенностей школьников.

Продолжают эту линию учебники для 8-9-х, 10-11-х классов Анатолия Никитина. Мы перерабатывали их неоднократно, постоянно вносили что-то новое. Во многих регионах у нас были экспериментальные площадки, работало много методистов. Ко всем этим книгам есть рабочие тетради и методические пособия.

Для профильной школы по обществоведческим курсам мы можем предложить учебно-методический комплекс «Основы права». Он соответствует программе профильного курса. А также за два последних года мы выпустили десять элективных курсов по истории и обществознанию.

Еще одно направление нашей работы - литература для преподавателей. Я привезла представить вам «Общую методику преподавания обществознания в школе», созданную большим коллективом под руководством Леонида Боголюбова.

Издательство «Просвещение»

Леонид Поляков, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики, член авторского коллектива УМК «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»:

- Наш учебник с 1 сентября стартует во многих школах, настоящая его судьба определится, наверное, через год. Хотелось бы, чтобы она была счастливой, чтобы эта книга работала. Как она сделана, я попрошу рассказать человека, без которого она бы не состоялась.

Андрей Иоффе, доцент кафедры истории, социологии и политики образования и права Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, член авторского коллектива УМК «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»:

- Я писал методический аппарат к учебно-методическому комплексу. И вот что могу рассказать об этой книге. Учебник построен на проблемном принципе. Ученикам дается возможность рассуждать, выяснять информацию, находить другие источники информации, соглашаться с тем, о чем говорят авторы, или не соглашаться, спорить и осмысливать то, что предложено. Учебник также построен по принципу открытости. Это не законченная информация, не набор истин. Дается много вопросов, которые могут спровоцировать обсуждение в классе, не на все из них есть ответы. Присутствует проектно-исследовательский подход: ребятам предлагается подготовить сообщение, обсудить какую-то проблему и так далее.

Акцент сделан на роли России в современных мировых процессах, на интеграции общечеловеческих ценностей и российской специфике их воплощения.

Помимо учебника есть книга для учителя. Появился CD-диск с дополнительными материалами. Будет программа курса «Обществознание». Существует интернет-поддержка.

Издательство «Русское слово»

Ирина Козленко, редактор-методист издательства «Русское слово»:

- Учебно-методический комплекс Альберта Ивановича Кравченко «Обществознание», предназначенный для учеников с 5-го по 11-й класс, оснащен полной методической базой.

Остановлюсь на тех методических аспектах, которые отражены в учебнике. Первая и основная задача - научить школьников получать информацию из различных источников: это и учебники, и дополнительная литература, средства массовой информации, интернет, повседневная социальная практика. Далее, было бы неразумно научить находить информацию и не научить классифицировать ее, работать с ней, анализировать, выносить оценочные суждения. Говоря о деятельностном подходе, который стандарт 2010 года очень сильно развивает, надо сказать, что уже в стандарте 2004 года эти все моменты прописаны, и поэтому они не являются новыми для методистов учебных линий, которые прошли грифование в Российской академии наук и Российской академии образования. В учебниках вы найдете задания для работы учеников с учебным материалом - создание мини-проектов, сочинение-эссе. Чтобы выполнить эти задания, недостаточно прочесть текст учебника и тут же ответить на конкретный вопрос. Необходимо показать систему знаний, то есть через знаниевый подход прийти к созданию проекта, сочинению-эссе. Не зная содержания, написать сочинение-эссе на одну из предложенных тем невозможно. Все учебники Альберта Кравченко - это не просто учебники, но учебники-практикумы. Задания после параграфа, построенные на чисто компилятивном подходе - «Поняли или не поняли?», «Найдите выдержку из учебника и перепишите», - это неактуально на сегодняшний день. Поэтому мы пошли по пути создания практических заданий. После того как дети их выполнят, учителю будет понятно, насколько содержание урока усвоено школьниками, нашло отражение в их сердцах, умах.

Николай КОВАЛЕНКО, руководитель Центра гражданского образования Брянского института повышения квалификации работников образования, председатель Брянской региональной общественной организации «За гражданское образование»:

- Я в гражданском образовании с 1991 года, и этот конгресс для меня - подведение итогов, попытка понять, что у нас сделано за последние пятнадцать лет. В 1993 году была лишь небольшая кучка заинтересованных людей, а сегодня гражданским образованием стали заниматься и государственные люди, и общественные организации, и исполнительная, законодательная власти. Я здесь увидел, что эти проблемы очень беспокоят международное сообщество. У них не меньше проблем, чем у нас. Они зашли в тупик, надеятся найти у нас ответ на вопрос, как выйти из этой ситуации. Меня порадовало, что здесь я увидел разные взгляды, подходы.

Брянская область - единственный регион, где принята программа по гражданско-правовому образованию. На реализацию этой программы выделяется три миллиона рублей в год. Скоро программа завершается, и замечательно, что она будет продлена еще на три года. У нас много различных наработок, большой опыт, создана сильная команда. Мы участвовали в проекте «Мозаика граждановедения», международном проекте Российского фонда правовых реформ, ввели курс «Мой выбор». Недавно закупили и внедрили в своей области новые курсы - «Антитеррор» и «Твой жизненный успех». У нас есть все учебные книги, которые издает фонд «Сивитас». Мы проводим 11 олимпиад и конкурсов в год. Например, конкурс конспектов уроков. Участвуем в граждановедческих олимпиадах, которые проводит «Учительская газета». Только в этом году мы выполнили 356 проектов. В Брянской области сложилась целая воспитательная система формирования гражданской компетенции и правовой ответственности.