Пленарное заседание прошло в деловом ключе, задав тон всему конгрессу. Выступающие словно давали определения для учебника, четко обозначали ситуацию, сложившую в сфере гражданского образования, приводили яркие примеры деятельности учителей, школ, регионов. Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков показал основные подходы к разработке Федерального государственного стандарта второго поколения и пояснил, как в этом стандарте отражаются проблемы гражданского образования. «Стандарт - это четкий индикатор гражданского общества, основа гражданского образования, - считает Александр Михайлович. - Это общественный договор между семьей, школой и муниципалитетом. Мы сейчас кладем его на бумагу. Причем в условиях гражданского общества предметоцентрированная модель образования не работает. Главная функция системы образования - успешная социализация ученика».

«Гражданское образование - тот инструмент формирования будущих россиян, который в свободной демократической стране остается единственным, - уверен профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Леонид Поляков. - Принципы нового гражданского образования XXI века: познай самого себя и согласись с тем, что каждый уникален. Давайте рассказывать нашим детям, что такое глобальный мир. Давайте познавать всю прелесть реального человеческого разнообразия».

Министр образования Республики Карелия Александр Селянин признался: «Мне какое-то время казалось, что я, как учитель, как управленец, делаю много для развития гражданского образования в Карелии. Но в прошлом учебном году произошли кондопожские события. Моя дочь готовилась к экзамену в

9-м классе по обществознанию, и я увидел, насколько требования к экзаменам не совпадают с потребностью самого ребенка в гражданском образовании. И еще - моя старшая дочь отучилась один год в Америке, уезжала туда с неопределенными установками, а вернулась патриоткой России. Эти три события заставили меня проанализировать, что мы сделали в Карелии и что нужно менять. Весь национально-региональный, как он тогда назывался, компонент, мы полностью посвятили гражданскому образованию. Второй час в основной ступени отдали под проекты. У нас активно развивается общественное соуправление. Созданы условия для изучения родного языка. Однако без кардинально иного подхода к содержанию на уровне государства все эти усилия на региональном уровне не дают результата...»

Темы, заявленные на пленарном заседании, получили продолжение на панельной дискуссии, других мероприятиях конгресса, цитаты из выступлений зазвучали в кулуарах.