Все, что связано с образованием, – наш приоритет

- Алексей Андреевич, в чем особенности оренбургской региональной политики в сфере образования?

- Наверное, в том, что мы рассматриваем ее как важнейшую часть общей стратегии социально-экономического развития области. Поддерживая инновации и участвуя в общероссийских экспериментах, мы руководствуемся интересами региона, прислушиваемся к мнению общественности, учительского сообщества. Поэтому, внедряя все новации - компьютеризацию учебного процесса и интернет, ЕГЭ и нормативное финансирование, - мы стараемся использовать богатый опыт нашего педагогического сообщества, свою региональную специфику.

Ведь развитие образования тесно связано с уровнем экономики и социальной сферы. Оренбуржье входит в число наиболее динамично развивающихся экономически самодостаточных субъектов Российской Федерации. Нефть, газ и другие богатства недр в сочетании с мощной электроэнергетикой и растущей обрабатывающей промышленностью, развитый агропромышленный комплекс - все это серьезная база экономического роста. У нас один из лучших в ПФО индекс промышленного производства, устойчивый рост заработной платы, почти самый низкий в России уровень безработицы.

Но, разрабатывая стратегию развития области до 2030 года, мы делали главный упор не на достигнутый уровень, не на топливно-энергетический комплекс и добычу сырья, а на приоритетное развитие инновационных наукоемких отраслей, новейших технологий. Воплотить это в жизнь в ближайшие десятилетия предстоит тем, кто сидит сегодня за школьной партой и на студенческой скамье.

Региональная система образования включает в себя около 2400 образовательных учреждений, свыше 55 тысяч педагогических работников, более 450 тысяч учащихся и студентов.

Область имеет социально-направленный бюджет, и в этом году расходы на образование в нем превышают 12 миллиардов рублей. По доле расходов в бюджете на эту сферу мы занимаем шестое место среди регионов РФ.

- А как изменяется структура образования?

- В отличие от регионов-соседей почти миллион оренбуржцев - 42 процента населения - живет в сельской местности. Поэтому даже в самые трудные годы мы не спешили закрывать малокомплектные школы, понимая, что это не только объекты образования, но и культурный, духовный центр. Село живет, пока в нем существует школа.

Понятно, что такой подход крайне затратный, ведь обучение одного ученика в малокомплектной школе обходится порой в десять раз дороже, чем в полноценной городской. А главное, страдает качество образования, потому что один или два-три сельских учителя не располагают тем арсеналом обучающих и воспитательных возможностей, какие имеет педагогический и ученический коллектив хорошо оснащенной современной городской школы. Поэтому на повестке дня модернизация, оптимизация сети школ с учетом нормативно-подушевого финансирования. Но это нельзя делать механически, формально. Прежде чем закрыть маленькую слабую школу в деревне, надо, чтобы родители сами захотели учить ребенка в соседнем базовом образовательном учреждении, где есть все современные средства обучения, квалифицированные учителя, да к тому же уютно, безопасно и по хорошим дорогам организован подвоз детей на занятия. Конечно, надо решить вопрос и с трудоустройством педагогов. Так мы видим процесс оптимизации школьной сети в области.

- А как повлияла на уровень образования реализация приоритетного национального проекта «Образование»?

- Можно сказать, что за годы его реализации в образовательной сфере произошли значительные позитивные изменения, причем заметны они не только на областном, но и на муниципальном уровне:

- более 14 тысяч классных руководителей ежегодно получают дополнительное вознаграждение в размере 1 тысячи рублей;

- 114 общеобразовательных учреждений получили государственную поддержку по одному миллиону рублей, 48 - региональные гранты от 100 до 200 тысяч рублей;

- 384 педагога области отмечены денежными премиями в размере 100 тысяч рублей каждый;

- 120 педагогическим работникам вручены областные премии по 25 тысяч рублей;

- все школы области подключены к высокоскоростному интернету;

- получены новое учебное оборудование и учебно-наглядные пособия на общую сумму около 180 миллионов рублей;

- для подвоза детей из малообеспеченных отдаленных сел в базовые школы приобретено 160 автобусов.

Кроме того, два учреждения начального профессионального образования области - орский лицей №31 и саракташское профессиональное училище №56 - стали победителями Всероссийского конкурса учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получили солидную федеральную поддержку в переоснащении.

Это особенно важно, так как промышленность и сельское хозяйство области уже ощущают острую потребность в квалифицированных специалистах рабочих профессий для работы на самой современной технике. Как видно, федеральное финансирование нацпроекта «Образование» существенно дополняет региональная составляющая.

С учетом местных условий мы подошли и к определению лауреатов конкурса приоритетного нацпроекта «Образование». Лучшие школы определяются у нас в каждом городе и районе, и поэтому больше половины из них - сельские - действительно творческие коллективы, дающие прекрасные знания, ведущие инновационную работу. При этом мы отдаем должное нашим лицеям и гимназиям, которых в области становится все больше.

- В отличие от регионов-соседей единый госэкзамен, который с будущего года становится обязательным по всей стране, для оренбургских выпускников стал привычным...

- Да, Оренбургская область является одним из первых регионов, принявших участие в эксперименте по проведению единого государственного экзамена. Итоговая аттестация в этой форме проводится с 2002 года. Все, связанное с ЕГЭ, решается на уровне правительства области, действует областная Государственная экзаменационная комиссия. ЕГЭ мы вводили постепенно, на основе добровольного участия, дали и ученикам, и педагогам оценить плюсы и минусы этой системы, и в результате она успешно прижилась. В прошлом году ЕГЭ сдавали 79 процентов выпускников. Главное, что единый госэкзамен открыл дорогу в вузы талантливым ребятам из села. Число молодых людей из сельской местности, поступивших по результатам ЕГЭ в вузы областного центра и других городов, увеличилось в десятки раз.

- Но ведь в области действуют и другие формы обеспечения равных возможностей равного доступа к высшему образованию.

- Безусловно. До 50 выпускников в год поступают в вузы, победив на республиканских и международных предметных олимпиадах, где оренбургские школьники постоянно завоевывают призовые места.

Возможность талантливым ребятам из села получить качественное образование дает открытый в 2000 году лицей-интернат для одаренных детей из малых городов и сел. Самые способные после 9-го класса по конкурсу поступают в него и два года учатся в Оренбурге на полном государственном обеспечении. Их обучают вузовские педагоги, приобщают к научной работе. Раньше лицей-интернат действовал при Оренбургском государственном университете. С прошлого года он стал межвузовским, получил статус губернаторского многопрофильного лицея-интерната, и число обучающихся в нем увеличилось до 150 человек.

Кроме того, за два года реализации национального проекта «Образование» 147 юношей и девушек стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи, более 100 человек - победителями международных и всероссийских олимпиад и конкурсов, 46 - лидерами областных конкурсных мероприятий. В этом году 73 представителя молодежи награждены премиями, из них 17 - по 60 тысяч и 56 - по 30 тысяч рублей.

С 2000 года в области учреждены и вручаются 175 стипендий учащимся и студентам, сочетающим успешную учебу с активной социально значимой, общественной и творческой деятельностью. За последние два года размер стипендий повышался дважды и в настоящий момент составляет:

- для школьников - 400 рублей;

- для учащихся начального профессионального образования - 500 рублей;

- для студентов вузов - 1200 рублей, колледжей - 600 рублей.

- Алексей Андреевич, формулируя стратегию развития страны до 2020 года, президент Владимир Путин подчеркнул, что будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей...

- Да, и о здоровье тех, кто завтра будет воплощать эту стратегию в жизнь, надо заботиться сегодня.

Прежде всего речь о питании школьников. В прошлом году Законодательным собранием области принята областная целевая программа «Совершенствование организации питания учащихся на 2008-2010 годы», общий объем финансирования которой из областного бюджета составляет 1 миллиард рублей.

Оренбуржье вошло в список 14 регионов - победителей конкурсного отбора экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания детей в школах. Наш проект, по оценке конкурсной комиссии, вошел в шестерку наиболее перспективных программ по совершенствованию школьного питания. Ее реализация рассчитана на 2 года, в течение которых областная система образования получит 100 миллионов рублей на приобретение современного технологического оборудования для школьных столовых в двух пилотных территориях - Оренбурге и Сакмарском районе.

В немалой степени укреплению здоровья учащихся способствуют физкультура и спорт. Если два-три года назад даже в областном центре была одна площадка с искусственным льдом, то теперь в короткий срок в области открылись десятки культурно-спортивных комплексов, современных ледовых дворцов с искусственным льдом.

Так, в сельском райцентре Новосергиевка открыт Ледовый дворец, который уже принимал Всероссийский чемпионат юных хоккеистов. Специалисты подтвердили - лед там по технологии и качеству не уступает лучшим столичным каткам.

Это только несколько примеров, показывающих, что не учебой единой озабочено правительство области, когда речь идет о развитии школы. Повторюсь, наша главная цель - доступность качественного общего образования независимо от места жительства и социального положения детей, повышение доступности и качества профессионального образования, социальная поддержка учительства, расширение участия общества в управлении образованием. Немало сделано и в системе внешкольного воспитания, которую мы сохранили, укрепили и развили, не зря ее теперь называют одной из лучших в стране.

Конечно, в системе образования области еще много нерешенных проблем, но нас радует оценка независимых экспертов. В рейтинге субъектов Российской Федерации Оренбургская область по доступности общего образования находится на 5-м месте, по качеству - на 11-м, по состоянию общего образования - на 9-м месте.

- Алексей Андреевич, говорят, вы лично провожаете чуть ли не каждую партию школьных автобусов в районы. Многие начинания в сфере образовании связывают именно с вашим именем. Губернаторские премии, стипендии, губернаторский лицей, губернаторский набор в вуз...

- О премиях, стипендиях и лицее для одаренных детей мы говорили, а губернаторский набор - это еще одна возможность дать равный доступ к высшему образованию молодежи из малых городов и сел. За восемь лет около 900 юношей зачислены в вузы по так называемому губернаторскому набору. Их обучение оплачивается из областного бюджета. При этом они подписывают обязательства добросовестно учиться и после окончания вуза отработать не менее пяти лет врачами, учителями, инженерами, агрономами в своих поселках и селах. Если этого не сделают, то обязаны возместить затраты на обучение. Все по-честному. Молодежь получает бесплатное высшее образование, а мы обеспечиваем квалифицированными кадрами малые города и села.

В глубинке уже работают три выпуска целевого набора - более 600 специалистов. Сейчас в разных вузах по целевому набору обучаются еще 850 студентов. А название «губернаторский» - это, наверное, даже не в связи с конкретным лицом, а чтобы подчеркнуть особую, государственную важность. Действительно, для меня и для всего правительства области все, что связано с образованием, с будущим Оренбуржья, - один из главных приоритетов.