Знаменцы, случается, эту возвышенность между собой еще именуют Май-горой. Одна старушка обьяснила, что раньше на гору сельчане часто выбирались, чтобы отдохнуть, повеселиться. Особенно хорошо здесь было в мае, среди сочных глубоких трав и цветущих полян. А какой вид открывался с вершины древней горы! На юге простиралась беспредельная степь, над разбросанными по водоразделам курганами плыли белые облака, в голубых просветах между которыми парили большие орлы. Внизу зеленый холм подковой огибала живописная Конка. Мимо Мамай-горы по речке когда-то на Херсон плыли грузовые лодки-дубки, посреди которых на платформах высились ящики с яблоками, грушами, виноградом и прочими фруктово-овощными дарами. За серебристой водной лентой простиралось могучее зеленое раздолье Великого Луга. В просветах между деревьями и тростниками угадывались речки Лайок, Сирица, озера Плоское, Вербовое. Сейчас на этом месте плещется Каховское море. Русло Конки, как утверждают старожилы, можно определить по белесой изогнутой полосе, видной с Мамай-горы.

Каждый год море отщипывает от возвышенности кусочки суши. На северной стороне горы образовались фантастические глиняные башни, столбы, утесы, провалы. В народе рассказывают о них множество чудесных историй. Немало кладоискателей похоронено в здешних глиняных пещерах и гротах. Дело в том, что гора в прямом смысле является могилой, она, как слоеный пирог, буквально «напичкана» различными захоронениями начиная с эпохи неолита. В составе этого уникального некрополя около 300 курганов (самый большой курган называется Мамаевой Могилой). Они насыпаны в основном над скифскими погребениями. По-видимому, в Северном Причерноморье это самый большой скифский курганный могильник. Дело в том, что рядом с Мамай-горой, по мнению ученых, находился Геррос - область захоронения скифских царей, о которой писал Геродот. А Каменское городище, расположенное неподалеку, долгое время рассматривалось как крупный город - столица царя Атея. Скорее всего, гора была кладбищем жителей городища. Не исключено также, что для скифов могильник служил местом проведения культовых обрядов, с которыми археологи связывают захоронение черепах и собак. Нет сомнения, что гора считалась священным местом для многих степных народов.

Во время очередного полевого сезона запорожские археологи в северной части урочища наткнулись на средневековый могильник Мамай-Сурка. Поблизости были обнаружены и следы старинного городища. Впервые о нем в 1594 году в своем дорожном дневнике упоминает немецкий посол Э. Лясота - «проехали мимо Мамай-Сурки, давнего городища, или насыпи вала древнего замка, который находится на татарской стороне (Днепра)». А российский офицер С. Мышецкий записал запорожскую легенду о том, что на речке Мамай-Сурке «от татарского хана Мамая был сооружен город его имени Мамай». Могильник, кстати, оказался одним из крупнейших золотоордынских некрополей в Европе. Среди наиболее ценных находок, которые относятся к ХIII-ХIV столетиям, - византийский золотой киотец с изображением святого, украшенный перегородчатой эмалью, энкалпион с Богородицей и святыми, гемма-печатка, серебряная золотоордынская монета. Захоронения примечательны тем, что в них погребена не знать, а рядовое население. Именно ему принадлежат найденные в могилах личные вещи: серьги, бусы, перстни, височные кольца, браслеты, многочисленные амулеты. Дальнейшие раскопки помогут дать ответы на множество вопросов, связанных с эпохой Средневековья. И возможно, после выяснения, какое же все-таки население проживало здесь, какие у него были отношения с Золотой Ордой и как татаро-монголы повлияли на формирование украинского народа, удастся уточнить время зарождения запорожского казачества, проследить его корни.

...Я побывал на горе свежим утром, переждал зной и вернулся сюда под вечер. Солнце медленно и вяло садилось в теплое море. С его просторов дул ровный ветер, прибивая к «мамаевскому» берегу зеленую болотистую жижу. На самой горе пахло полынью и чабрецом. Над глинистыми кручами вольно парили большие белые птицы. Уходил еще один день из жизни горы...