Устроили семейный праздник урожая, на котором юному земледельцу вручили вожделенный подарок - велосипед. На следующий год свою грядку получил средний сын, а когда подрос младший, получилась семейная бригада. Под наставничеством старшего они осваивали навыки огородников. Отец издали наблюдал за детским коллективом. Не всегда все шло без проблем. Увядшая зелень, чахлые плоды говорили о том, что мальчишки недобросовестны в работе. Тогда отец вмешивался. Совместно пытались спасти положение. Так малышня постигала законы природы, увековеченные в народной мудрости, - «делу - время, потехе - час». Мой собеседник убежден в том, что через выполнение обязанностей ребенок ощущает свою включенность в реальную жизнь и формируется его душевное здоровье: «сделал дело - гуляй смело». Он, выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии и успешный фермер, надеется, что сыновья продолжат его дело. «Уверены, - полюбопытствовала я, - что они не соблазнятся облегченным бытом города и вернутся в село после академии?» «Не уверен», - и прибавил: «Они и в городе не пропадут, потому что ответственные люди нужны везде, а городская молодежь умеет только требовать. У нее перед глазами усеченная система ценностей: слово - без дела, права - без обязанностей, свобода - без ответственности».

Наш разговор завершился согласием в том, что и в общественном сознании, и в быту россиян следовало бы укоренять полнокровную, а не усеченную систему ценностей. В этом ключе и детей воспитывать.

Татьяна НИКОЛАЕВА, учитель, Екатеринбург