Что в семье как в социальном институте сегодня происходит на уровне трудового обучения? Почти ничего. По нашим опросам, трудовые навыки ребят заключаются только в выносе мусора и в походе в магазин. Другие поручения даются редко. Правда, есть периоды, когда дети вместе с родителями работают на земле. Скажем, в преддверии лета выезжают из города помочь по хозяйству в огороде бабушкам и дедушкам.

Мне кажется, проблема еще и в том, что на сегодня не совсем ясно, что мы понимаем под трудовым воспитанием. Поскольку нет никаких программ, методик, не знаем, что должен уметь и знать студент по окончании, допустим, данной программы. Нет критериев, а отсюда нет спланированной работы по трудовому воспитанию. У молодежи наблюдается размытость этого понятия. Когда мы проводим опрос, где просим ранжировать ценности, то труд всегда на предпоследних позициях. На первых - семья, образование, друзья, а труд, то есть то, с помощью чего мы приходим к образованию и семье, - на задворках.

Если говорить о причинах появления проблемы трудового воспитания, то, наверное, не последнюю роль играет социально-экономическая обстановка в стране. Если раньше упор делался на гармонично развитую личность, то сегодня гармония нарушилась. Идет акцент на интеллект, на те дисциплины, которые помогут в дальнейшем овладеть профессией, на которую часто нацелены не дети, а родители. Часто эта профессия престижная, в основном управленческая, где если и требуются усилия, то интеллектуальные. Если раньше при каждой школе были сад, огород, где дети и взрослые сами сажали и собирали урожай той же моркови, картошки, выезжали на совхозные поля, то сегодня этого практически нет. Раньше была даже практика дежурств по кабинету, когда дети сами мыли пол. Я не говорю, что это нужно возрождать, но баланс между интеллектом и практикой, наверное, надо искать.

К тому же престиж специальностей, связанных непосредственно с практической трудовой деятельностью, упал. Сегодня в обществе существует стереотип, что столяр, маляр - это профессии вторичные, а первично - сидеть в офисе и руководить. Но без столяра не будет стола, за которым сидишь.

Марина ЛУКИНА, педагог-психолог Пикалевского педагогического колледжа, Ленинградская область