Проблема занятости выпускников учреждений профобразования в Ханты-Мансийском автономном округе не так остра, как в других регионах. Служба занятости на 1 октября 2003 года зарегистрировала 832 безработных из числа выпускников профессиональных учебных заведений. 464 из них окончили местные образовательные учреждения. В среднем около 34% выпускников НПО и СПО ежегодно трудоустраиваются по профессии. В силу различных причин более 60% выпускников вузов округа не работают по специальности. Выходом из сложившейся ситуации может стать создание в образовательных учреждениях собственных служб трудоустройства - кадровых агентств.

Сегодня в округе три учреждения профобразования имеют такую службу и 15 учреждений планируют ее открыть. Трудоустройство выпускников, их востребованность рынком труда - одно из главных показателей умения работать в современных условиях. Кадровое агентство предоставляет образовательному учреждению дополнительные возможности. Через него можно отслеживать рынок труда, фиксировать его основные тенденции, трудоустраивать тех, кто желает совмещать работу с учебой. Как показал экспертный опрос руководителей образовательных учреждений, мнения о таком совмещении далеко не однозначны. Только пять из сорока двух опрошенных разрешают ребятам учиться и работать. Безусловно, по этому поводу нельзя принимать «огульных» решений. Необходимо помнить, что мотивы для совмещения обучения и работы бывают разные. В любом случае совмещение позволяет ему намного быстрее адаптироваться к условиям рынка.

Нельзя сказать, что учреждения профессионального образования округа не исследуют рынок труда. У них накоплен достаточный опыт поведения на рынке, отработана реакция на его изменения, однако в большей степени этот опыт направлен на потребителя образовательных услуг, т.е. на рынок образовательных услуг.

Для анализа и прогнозирования рынка труда необходимо в каждом образовательном учреждении выделить специалиста или создать соответствующую маркетинговую службу. Подобная служба сегодня создана в четырех образовательных учреждениях округа: в Нижневартовском государственном педагогическом институте и Нижневартовском социально-гуманитарном колледже, Белоярском технико-экономическом колледже и Сургутском негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Планета». Маркетинговая служба образовательного учреждения призвана не только изучать рынки, но и контролировать качество и соответствие выпускников требованиям современного производства. А качество выпускаемых специалистов образовательными учреждениями округа пока не совсем соответствует этим требованиям. Даже по самооценке учреждений, только 52% согласились с тем, что качество их выпускников соответствует требованиям рынка труда, 30% учреждений выбрали ответ «вполне соответствует», 14% учреждений считают, что не соответствует.

Однако проблема качества сегодня особенно актуальна, так как решение ее позволит сбалансировать структуру спроса и предложения на рынке труда. Более того, она потребует критерии оценки качества выпускников и эффективности вложенных бюджетных средств в профессиональное образование.

Одна из главных причин низкой востребованности молодых специалистов со средним и высшим профессиональным образованием на рынке труда - слабая профессиональная мобильность. Смягчить ситуацию, по нашему мнению, может обучение ведению малого и среднего бизнеса с применением базовой специальности. Это обеспечивает самозанятость выпускников, создание ими дополнительных рабочих мест.

Такой подход особенно актуален для развития малого бизнеса на территории Ханты-Мансийского автономного округа и способствует диверсификации его экономики. Значение развития малого бизнеса огромно. Опыт других стран показывает, что малый бизнес способен поглотить более половины потенциальных безработных и стать одним из главных факторов стабильно низкого уровня безработицы в стране.

Сегодня в области управления образованием идет формирование трех образовательных округов: Ханты-Мансийского, Сургутского, Нижневартовского, в которых планируется создание (в рамках университетских комплексов) советов по профессиональному образованию с участием администраций регионов, служб занятости, работодателей, руководителей учреждений профессионального образования для координации работы по подготовке необходимых региону кадров специалистов и рабочих с созданием системы информационной поддержки трудоустройства выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

На наш взгляд, профессиональное образование должно быть ориентированным на рынок труда не только сегодняшний, но и завтрашний, то есть оно должно носить опережающий характер.

Ольга БАРАКОВА, заместитель директора Департамента образования и науки ХМАО; Сергей Пузырев, проректор Института повышения квалификации и развития регионального образования; Ханты-Мансийск