- Я сторонник новой системы оплаты труда. Сам 13 лет проработал директором школы и прекрасно знаю, как сложно было при прежней системе поощрить учителя, который добивается больших успехов, и как практически невозможно избавиться от горе-педагога, у которого все дети «тупые». Заработная плата была для всех одинакова. Когда мы впервые начали обсуждать НСОТ с директорами школ, большинство из них высказывались против нововведения. Однако пошли национальные проекты, люди стали лучше понимать новые возможности. Новосибирская область вошла в число победителей конкурса субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, получила дополнительное финансирование, возникла возможность большей маневренности. Если хотите, появилась своего рода страховка. Мы понимали: не получится сразу, ошибемся в расчетах, - есть дополнительные средства, финансовые резервы, а это очень много значит. Первоначально мы планировали приступить к апробированию новой системы с января 2008 года, но летом по просьбе директоров школ обратились к губернатору области Виктору Александровичу Толоконскому с просьбой ускорить процесс. Было решено, что 54 школы города перейдут на НСОТ с сентября 2007 года в порядке эксперимента. Почему эксперимент? Мы не хотели ставить школы в тяжелые условия, решили дать людям время. Договорились о постоянном мониторинге, о помощи, консультациях. Нормативные документы уже были, но каждая школа также разрабатывала свои критерии. Везде прошли собрания, были даны разъяснения. Непонимания очень много, поэтому везде созданы конфликтные комиссии, в каждой школе, в районах и в городском Управлении образования. Мы разбираем каждый случай, даже если это был анонимный звонок к нам в управление. Учитель считает, что с ним обошлись несправедливо, но не желает называть свою фамилию, боится непосредственного начальства. Мы выезжаем в каждое учреждение либо вызываем директора, поднимаем все документы, смотрим финансовые отчеты.

Заметно меняется отношение людей к новой системе. До ее введения профсоюзы были категорически против НСОТ, а сейчас выступают за нее. Всем становится ясно, что в новой системе есть разумное зерно.

Признаюсь, без помощи губернатора, без помощи мэра города Владимира Филипповича Городецкого мы бы не обошлись. Приведу пример. В сентябре установили такой норматив: один ученик - 12500 рублей в год. 70 процентов фонда направлялись непосредственно на оплату труда учителей, 30 процентов - на школьные расходы. Сейчас процентное соотношение то же, но сумма, отпускаемая на одного ученика, повысилась до 15275 рублей. Дополнительные средства, а это 44,4 миллиона рублей на 54 школы - участницы эксперимента, нашлись не без помощи губернатора.

Для перевода всех школ города на новую систему оплаты труда с февраля 2008 года дополнительно выделено 100 миллионов рублей на год. Изменилась не только сумма на каждого ученика. Фонд поощрения директора вначале составлял 1,5 процента от общего фонда заработной платы, теперь повысился до 3 процентов. При этом мы четко указали директорам: часть суммы - директорская надбавка, часть - фонд директора, из которого он может выплачивать разовые поощрения учителям за какие-то достижения.

- Геннадий Алексеевич, каждый директор теперь может самостоятельно решать, кому какой оклад установить, кого поощрить. Не возникает ли опасность того, что дополнительные выплаты могут идти по знакомому принципу «кого люблю, тому дарю»?

- Да, эта проблема была и есть. Для того мы и создали конфликтные комиссии и раздали всем образовательным учреждениям нормативные документы. Наверное, поэтому обращений учителей к нам в департамент практически нет. Бывает так, что человек просто не ознакомился с нормативами. Спрашивают, например, почему заработная плата уменьшилась. Да потому, что по сравнению с прошлым годом у человека уменьшилась нагрузка. Стало меньше часов - меньше и оплата.

Конечно, у новой системы есть недостатки. Мы постоянно работаем над методикой, регулярно собираем совещания директоров школ и начальников районных управлений образования. Например, в погоне за оптимизацией, с целью сократить штат, часть школ пошла на то, что упразднила группы продленного дня, а также должности руководителей школьных музеев, социальных педагогов и психологов. Мы составили рекомендательное письмо, согласно которому такие должности нельзя сокращать без согласования с нами. При старой системе - единой тарифной сетке - образовательным учреждениям было выгодно иметь большой штат сотрудников. В больших школах росло количество спецкурсов, появлялось множество совместителей. Теперь нужно все пересчитывать, пересматривать. Оптимизация не означает механическое сокращение штата. Нужны как пересмотр нагрузки учителей, так и переработка учебных планов.

- Кто выигрывает от введения НСОТ?

- Прежде всего молодежь. Заработная плата учителей города в среднем составляет 10800 рублей, то есть выросла на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Если в школу придет много молодежи, за ними пойдут дети. Увеличится подушевое финансирование - вырастет заработная плата. Выиграли и директора школ, но и спрос с них стал больше. Они активно вносят свои предложения по реорганизации системы. Например, у нас есть переполненные дошкольные учреждения, а рядом полупустые школы. Директора предлагают организовать школу-сад - создавать центры дошкольного и начального образования. Это правильно, ведь десять-пятнадцать лет назад, когда рождаемость падала, картина была иная. Садики пустовали, а школы работали пока еще в две смены. Значит, сегодня нужно по-новому организовывать работу и смотреть в будущее. Нужна гибкость...

А кто проигрывает?.. Ответ на этот вопрос я получила по дороге домой. В маршрутке рядом со мной, возбужденно разговаривая, сидели две женщины. Услышав громко сказанную фразу, я повернулась к ним лицом, спросила, можно ли принять участие в разговоре. «Нам объявили, что все школы перевели на новую систему оплаты труда. Совсем решили угробить наше образование!» Почему дамы так считают? Признаюсь, ко мне регулярно обращаются учителя с просьбой помочь, найти нужные документы, разобраться в том, что происходит. Я предлагаю написать об их проблемах, спрашиваю, можно ли увидеть ежемесячные распечатки о зарплате. Ответ тревожит: «Мы боимся!» Чего же боятся люди?

Главная причина недоверия к предлагаемой реформе, на мой взгляд, в том, что далеко не все учителя ознакомлены с нормативными документами. В значительной степени это зависит... от самих учителей. Часто я просто даю ссылку на сайт Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru), где можно найти информацию о НСОТ. Спрашиваю в школьной библиотеке, выписывают ли они «Учительскую газету». Да. А вот регулярно ее прочитывают не все. Получается, что отчасти педагоги сами виноваты в своей неосведомленности.

Вторая причина состоит в том, что в некоторых школах начальство распределяет стимулирующий фонд по своему усмотрению, в пользу тех, кто ему угоден. Педагоги привели в пример конкретные цифры. Учительница, которая регулярно водила свои четвертые классы в интернет-класс, выполнила международный проект, написала методическую разработку об использовании ИКТ на уроках иностранного языка, не угодила завучу и получила прибавку... 54 рубля, а подруга того же завуча, не имеющая особых достижений, - 2000 рублей. Разница, как говорится, видна невооруженным глазом.

Третья причина, которую мне назвали попутчицы, также представляет собой реальную проблему и может стать большим препятствием на пути реформы. Как можно осуществлять переход на новую систему оплаты труда, на подушевое финансирование, оптимизировать работу, то есть сокращать педагогический состав, пересматривать учебные планы, пересчитывать все заложенные заранее нормативы, если о вступлении в эксперимент многие коллективы узнали накануне учебного года, буквально 31 августа, а теперь все школы должны идти по пути громадных перемен параллельно с учебным процессом? Третья четверть началась в середине января, а переход к НСОТ - 1 февраля. Первое полугодие часть школ просто лихорадило, педагоги занимались не учебным процессом, а постоянными разбирательствами. Большие школы решили основные вопросы относительно спокойно, потому что отпущенных денег на все хватило. Однако директора честно говорят, что просто ночевали на работе, постоянно все пересчитывали и пересматривали, встречались с коллективом, писали отчеты и планы. Учителя столкнулись с тем, что ежемесячно стали получать разные суммы. При такой оплате невозможно рассчитывать семейный бюджет. Учитель не может работать нормально. Страдает, конечно, учебный процесс, то есть дети.

Распечатки мне все же принесли. Внизу итоговая сумма: у кого 7000, у кого 8000 рублей. Согласно сведениям, полученным в Управлении образования мэрии, такого быть не может, сумма должна быть больше. Значит, учителю предстоит разбираться, тратить время на выяснение. Тревожит то, что везде созданы конфликтные комиссии. Получается, что НСОТ предполагает возникновение конфликтов.

Учитель должен спокойно работать, зная, что имеет шансы получить надбавки за свои достижения из стимулирующего фонда. Очень разнится реальная картина с тем, что можно узнать из СМИ. Например, идет дискуссия о правомерности повышения заработной платы учителям иностранных языков, а у нас об этом повышении и не слышали.

Верхняя строчка, базовый оклад - 3380 рублей. Далее идут надбавки за категорию, за стаж, за гимназию или лицей, региональный коэффициент, классное руководство (если есть), стимулирующие надбавки (тоже если есть). Есть и 14 процентов повышения заработной платы. Однако если верхняя строчка показывает цифру намного меньше прожиточного минимума, который составляет в области 4500 рублей, то эти 14 процентов люди попросту не замечают.

Новосибирск