Статфакт

На начало 2007-2008 учебного года в РФ функционируют 47255 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большая часть их - дошкольные образовательные учреждения - 45389. Из них государственных и муниципальных - 44212 (97,4 процента). Находящихся на балансе предприятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственности - 860 (1,9 процента). Частных детсадов, учрежденных физическими лицами, - 317 (0,7 процента).

Дошкольным образованием охвачены 5393,5 тысячи воспитанников.

Численность же детей дошкольного возраста в РФ - 8713,2 тысячи человек.

Показатель удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования на начало 2007-2008 года - 81,3 процента.

Более 1 миллиона детей сегодня записаны в очередь на устройство в дошкольные образовательные учреждения, но места в них пока не обеспечены.

Елена ЗЕМЛЯНСКАЯ, заместитель директора Института развития дошкольного образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор:

- Сегодня в мировой образовательной практике дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов. Легкомысленное отношение к дошкольному возрасту оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем - деформацией логики всего последующего жизненного пути - онтогенеза. Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Однако можно смело констатировать, что все эти изменения пока не привели к структурированию системы дошкольного воспитания и к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образования.

У нас до сих пор отсутствует развернутое обоснование самой идеи, а лучше сказать - цели дошкольного образования. Нам необходимо определить и законодательно закрепить цель дошкольного, а возможно, и отдельно цель предшкольного образования. Как известно из педагогики, образование - это целостный педагогический процесс, осуществляющийся в интересах личности, общества, государства. Осенью мы обсуждали проект образовательного кодекса. В нем было написано: «Дошкольное образование осуществляется в помощь родителям». Как видим, речь не идет о государственных образовательных ориентирах. Если переходить на такую позицию и развивать дошкольное образование, руководствуясь интересами родителей, то система дошкольного образования неизбежно превратится в сферу услуг.

Общедоступность качественного дошкольного образования и его обязательность для старших дошкольников определяются, конечно, прежде всего финансовой стороной вопроса. Но обязательность дошкольного образования - это не воинская повинность, а обязательность систематической образовательной работы педагогов и родителей с детьми 5-7 лет в разных организационных формах. Важно при этом сохранить начавшуюся в 90-х годах XX века ориентацию на вариативность дошкольного образования и по содержанию, и по формам его организации. Ввести сейчас единую программу дошкольного образования означало бы попытку повернуть время вспять и не только разрушить уже сделанное за 15 лет в России, но и идти против мировых тенденций с дошкольным образованием.

Для упорядочения и совершенствования дошкольного образования целесообразно создать консолидированными усилиями ведущих научных центров рамочный документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, общую модель образовательного процесса, условия, а также примерный круг культурно-образовательных содержаний. Иными словами, нам нужен стандарт дошкольного образования. Этот документ должен включать также возрастные нормативы, возможные и желательные достижения по основным направлениям развития в узловых точках возрастного диапазона.

Необходимо зафиксировать возрастные нормативы на переходе от раннего возраста к дошкольному (это три года) и на переходе от дошкольного возраста к школьному - примерно семь лет. Это поможет воспитателям определять соответствие достижений ребенка нормативам, может служить знаком готовности ребенка к школьному образованию по степеням: готов, в стадии готовности, условно готов, не готов.

Расширение организационных форм дошкольного образования должно повлечь за собой кардинальный пересмотр существующих СанПиНов, архаичных и не соответствующих принципу вариативности дошкольного образования. Кроме того, необходимо системно подойти к вариативности организационных форм дошкольного образования. Может быть, имеет смысл выделить как организационную единицу не дошкольное образовательное учреждение, а дошкольную образовательную группу не только в лоне детского сада, но и на базе разных культурно-образовательных, досуговых центров, добровольных родительских сообществ.

Особого научного законодательного обеспечения требует идея введения предшкольного образования, к которой следует подойти очень осторожно. Его цель - обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу, но предшкольное образование - это не подготовка удобного абитуриента для начальной школы. Корректней все же вести речь о преемственности в плане общего развития ребенка, его психологической, физической готовности к школьному обучению. При этом надо иметь в виду, что такая мощная структура, как школа, скорее всего поглотит дошколят, превратив их в четырехлетних маленьких школьников. Это грозит отрицательными социальными последствиями, деформацией полноценного развития школьников.

Следовательно, предшкольное образование должно быть ориентировано на расширение возможности выбора семьями индивидуальных образовательных траекторий. Нам предстоит выработать механизмы, позволяющие сочетать образование в разных типах образовательных учреждений, свод документов, научно-методических разработок, требований к организации режима дня, учебных занятий. И очень важно при этом уделить внимание вопросу специальной подготовки, ввести должность учителя предшкольного образования, так как потребуются люди с высшим образованием, иногда с учеными степенями.

Любовь МАЙКОВА, заведующая филиалом Института национальных проблем образования Республики Марий Эл:

- Для ликвидации правового пробела в регулировании правоотношений по предоставлению дошкольного образования необходимо принять федеральный закон о дошкольном образовании, в котором предусмотреть полномочия всех уровней исполнительной власти Российской Федерации по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования, рассмотреть вопрос о возможности частичного финансирования расходов на реализацию дошкольного образования из федерального бюджета.

Я считаю, что Правительству Российской Федерации следует разработать и утвердить новое типовое положение об образовательном учреждении, реализующем основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в которых не только предусмотреть правовые нормы для организации деятельности дошкольных групп различной направленности, но также дать возможность для введения нового вида дошкольного образовательного учреждения - это детский сад на дому, то есть семейный детский сад, внести соответствующее дополнение в постановление Правительства Российской Федерации №781 о списках работ, профессий, должностей, специальностей в учреждении, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости и засчитывании фактического стажа работы в дошкольном образовательном учреждении инструкторам по физической культуре и медицинским работникам дошкольного учреждения, разработать методические рекомендации субъектам Российской Федерации по введению новой системы оплаты труда работникам дошкольного образования.

Надежда ФЕДЮКИНА, заведующая Центром развития ребенка «Аленушка», Клин, Московская область:

- В последние годы система дошкольного образования претерпевает существенные изменения, среди которых мы отмечаем такую проблему, как недостаточное кадровое обеспечение. Кроме того, до настоящего времени при составлении штатного расписания в детских дошкольных учреждениях мы пользуемся нормативами 60-х годов XX столетия. Поэтому необходимо пересмотреть штатные расписания и ввести на нормативно-правовой основе должности воспитателя по физическому воспитанию, изобразительной деятельности, экологии, должность педагога-психолога и социального педагога, педагога дополнительного образования.

Не секрет, что в детские сады сегодня приходят работать все, кроме воспитателей, - технологи, инженеры, психологи, юристы, не имеющие специального дошкольного образования. Поэтому мы предлагаем ввести для всех этих специалистов переподготовку кадров для работы в дошкольных образовательных учреждениях через институты повышения квалификации и академии повышения квалификации. Большой проблемой стало воспитание и образование детей дошкольного возраста в полиэтнических группах детского сада. Задача детского сада - обучить таких детей русскому языку, помочь освоить программу детского сада и подготовиться к обучению в школе. К сожалению, таких специалистов для работы с дошкольниками в полиэтнических группах детского сада нет. Для их подготовки необходимо разработать специальные программы.

Ирина ИВАНОВА, заведующая детским садом компенсирующего вида №577, заслуженный учитель РФ, член городского Совета заведующих дошкольными образовательными учреждениями, Москва:

- Меняются требования современной жизни, проведена большая работа по повышению доступности дошкольного образования, есть новые формы работы ДОУ - лекотеки, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, консультативные пункты. но типовых положений по работе с новыми видами дошкольных учреждений и с новыми формами работы детских садов у нас нет. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для дошкольных образовательных учреждений не распространяются на детские сады компенсирующего вида, а ведь это дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения, речи, интеллекта, слуха, опорно-двигательного аппарата, длительно и часто болеющих и с туберкулезной интоксикацией. Таких дошкольных учреждений только в Москве 276. Содержание санитарных правил не всегда отвечает современным требованиям детского сада.

Для нормальной работы необходимо пересмотреть социальные гарантии работников дошкольных образовательных учреждений, приравнять воспитателей дошкольных образовательных учреждений к воспитателям школ и интернатов по продолжительности оплачиваемого отпуска и недельной нагрузке, снизить нагрузку до 30 часов, а отпуск увеличить до 56 календарных дней, приравнять медицинских работников дошкольных образовательных учреждений к медицинскому персоналу лечебных учреждений в уровне оплаты труда, назначении досрочной трудовой пенсии, системе финансирования курсовой переподготовки. Нужно расширить перечень профессий по досрочному уходу на пенсию по выслуге лет, включить в перечень воспитателя и инструктора по физической культуре.

Сегодня руководители дошкольных образовательных учреждений открывают новые структурные подразделения, работают в условиях финансовой самостоятельности, их ответственность растет в геометрической прогрессии, среди руководителей много кандидатов наук, появились даже доктора наук, а профессия до сих пор называется «заведующая». Мне все-таки кажется, что дошкольными образовательными учреждениями должны руководить директора.