Инна КОЗИНСКАЯ, учитель русского языка и литературы центра образования №100, Санкт-Петербург:

- Если честно, то за последние 10-15 лет я о новых пионерах ничего не слышала. Пионерская организация, которая существовала в Советском Союзе, мне очень импонировала. Единственный минус в ней - излишняя политизация. Если в нынешнем детском движении отсутствует всякая идеология, религиозная база и прочее, то я - за такое движение. На мой взгляд, оно должно быть основано на воспитании гордости за свою страну, патриотизма.

Олег КАМАКИН, учитель истории школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:

- Новые пионеры не готовят смену никакой партии. Это детская общественная организация, как бы лидеры КПРФ ни пытались вернуть себе сам бренд «пионер». Пионерская организация сегодня самостоятельная и самодеятельная. Но вместе с тем в ней сохранено все лучшее, что было у пионерии: многопрофильная деятельность, социально значимая работа, воспитание патриотизма. Ушла излишняя политизированность, но осталось все действительно интересное и необходимое детям. К сожалению, далеко не все знают о тех процессах, которые начались в организации после 10-го слета пионеров в Артеке, и продолжают отождествлять их с коммунистической партией. Но добрые дела пионерии как на городском, региональном, так и на общероссийском уровне подтверждают востребованность организации. А призыв пионеров «За Родину, добро и справедливость!» говорит о содержании и сущности ее работы.

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:

- Возрождение детских общественных организаций необходимо. Это мощный инструмент воспитания в детях нравственности, духовности, умения жить в коллективе, думать не только о собственных нуждах и потребностях, но и об окружающих людях. Кроме того, общественная организация - это отличная возможность для детей реализовать свои силы в самоуправлении. Не всегда нужно коренным образом менять старое. У нас в школе более 10 лет существует детская организация «Пионер», которая к политике не имеет никакого отношения. Мы просто вспомнили, что слово «пионер» когда-то означало «первый». Во многих семьях родители сохранили обязательные некогда для всех пионерские галстуки. И наши пионеры надевают красные галстуки своих мам и пап в торжественных случаях, например, когда идут в гости к ветеранам. Но цвет этих галстуков для них - не цвет крови и революции, а цвет солнца, ясного, доброго и деятельного начала в мире. В организации нет «обязаловки», вступление в нее добровольное, и выход тоже. Если наши «новые» пионеры и похожи на «старых», то скорее на тех, кто начал участвовать в этом движении в 1920-х годах. Наши ребята также любят романтику походов, они помогают ветеранам, занимаются в юннатских кружках, учатся быть меткими стрелками и отличными спортсменами в оборонно-спортивном школьном клубе. «Новые пионеры» - ученики в возрасте от 10 до 14 лет. Интересный опыт этой организации заставил нас задуматься о том, что хорошо бы создать такие же неполитизированные объединения для младших ребят и старшеклассников.

Наталия КИРЕЧЕНКОВА, учитель математики школы №62 города Воронежа, координатор программ региональной общественной детской организации «Искра»:

- Думаю, главное отличие в том, что нынешние пионеры имеют возможность выбирать для себя вид деятельности. В советское время было так: есть десять направлений работы, и все в обязательном порядке должны в них участвовать. Сегодня дети выбирают то, что интересно, и развивают это направление. Например, сегодняшние пионеры не просто поддерживают тимуровское движение, оно выросло в проектную деятельность, когда ребята учатся ставить цели, планировать конкретную работу и добиваться результатов. Еще один плюс - пионеры сохранили свою символику: галстук, значки, флаг. Пусть все это стало немного другим, но детям это очень интересно, они хотят отличаться своей общностью. Однако, как и в прошлые времена, многое зависит от взрослого лидера. Он по-прежнему должен быть умным, мудрым, уметь слышать детей. Должен быть не командиром, а старшим другом: рядом, но чуть впереди. Сегодняшняя пионерия для многих детей стала той самой идеей, на которую можно опереться и которая в дальнейшем станет жизненным стержнем, потому что в основе остается доброта.