Досье «УГ»

Профлицей № 68 основан в 1977 году. Задуман он был как учебное заведение, готовившее выпускников для Казанского моторостроительного предприятия. И потому основными профессиями были станочник широкого профиля, контролер, слесарь-сборщик двигателей, слесарь КИП. В 1979 году профессиональный лицей получил премию ВЦСПС. А в 1990 году переехал в новое здание. Профлицей № 68 стал первым в Республике Татарстан многопрофильным и двухуровневым общеобразовательным учреждениям. Главные направления, по которым сегодня ведется подготовка, - машиностроение, социальная работа и делопроизводство. Сейчас здесь учатся свыше 800 человек. Ежегодно лицей выпускает в жизнь около 300 рабочих и специалистов среднего звена, причем в 2003 году каждый пятый выпускник закончил его с отличием.

У лицея сегодня большое и красивое здание. Есть два компьютерных класса, шикарные спортивный, тренажерный и читальный залы, уютная столовая, актовый зал с огромной сценой. На занятиях по хореографии тут лихо отплясывают девчонки из групп по социальной работе.

- Да, сейчас проблем с прекрасной половиной у нас нет, это раньше, когда мы в основном готовили по машиностроительным специальностям, лицей походил на мужской монастырь. Сейчас, сами понимаете, - разводит руками директор Анвар САДЫХОВ, - жизнь требует перемен. Кроме станочников широкого профиля, техников-технологов, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастеров столярно-плотницких и паркетных работ, слесарей по ремонту автотранспортных средств, а также контролеров станочных и слесарных работ мы обучаем самым различным специальностям: выпускаем социальных работников, секретарей-машинисток, специалистов по документационному обеспечению управления, архивистов, а также лаборантов-экологов, техников-экологов. Новая профессия - мастера растениеводства и цветоводы-декораторы. Между прочим, - улыбается директор, - среди различных технических мастерских - слесарного участка, электромонтажного, фрезерного - есть и участок цветоводства. Ну это уже, как правило, девичье занятие. Особенность нашего лицея, наше ноу-хау, в том, что ребята могут получить тут не только начальное профессиональное образование, но, закончив вторую ступень, и среднее профобразование. Это особенно важно сейчас, когда промышленность, сфера услуг и социальная сфера все больше требуют высококвалифицированных специалистов среднего звена. Только не думайте, что у нас нет никаких проблем, - продолжает директор, - учатся у нас и ребята из неблагополучных и неполных семей, к которым нужен особый подход. Вообще-то наш контингент - в основном дети из рабочих семей нашего микрорайона, большинство из которых, как правило, связывают свою жизнь с рабочей профессией, идут трудиться на наше базовое предприятие - Казанское мотостроительное производственное объединение. Есть, конечно, и те, кто сразу поступает в вузы, чаще всего это социальные работники и делопроизводители. Кстати, у нас практически все проблемы в лицее решает студсовет. Впрочем, об этом вам лучше расскажет наш студенческий президент.

Им оказался светловолосый веснушчатый симпатяга Олег Глухов. Он сообщил, что президентом быть не так уж трудно, особенно когда во всем помогают друзья. От него я узнала, что в лицее проводятся самые различные праздники, а один из самых ярких и запоминающихся - День первокурсника. Кроме того, здесь есть хореографический ансамбль «Ровесник», а в картинг-клуб «Акбарс» ходят около 90 ребят со всего микрорайона. «Даже 9-летние малыши», - добавляет Олег. Помогает лицей и с устройством на работу, многие ребята остаются трудиться там, где были на практике. Так, Олег уже выбрал свою будущую профессию - он пойдет работать в милицию.

- Ребята у нас замечательные, - снова включается в разговор Анвар Нуруллович, - вот бы еще нам проблему с педагогическими кадрами решить. Это ж не дело, что в большинстве профессиональных училищ и лицеев республики, да и всей страны работают люди в основном предпенсионного и пенсионного возраста. К сожалению, все упирается в деньги, молодые не хотят идти к нам из-за мизерной зарплаты. Поэтому сейчас мы решили добиваться того, чтобы у мастеров производственного обучения и спецдисциплин зарплата была не меньше, чем у мастеров и инженеров, работающих на крупных предприятиях. Кроме того, думаю, необходимо возобновить в профильных учреждениях СПО республики целевую подготовку мастеров производственного обучения, иначе через несколько лет некому будет передавать секреты рабочего мастерства. Не меньшая наша беда, - продолжает Анвар Нуруллович, - и падение престижа рабочего труда. - Вы заметили, чем сейчас гордятся школы? Количеством поступивших в университеты. И пока эта ситуация будет сохраняться, ничего мы не добьемся, экономику поднимать будет некому.

Казань