Первое, что бросается в глаза на стадии знакомства с личными делами, это то, что 82% учеников нашей школы родились летом или осенью.

Второе: подавляющее большинство наших детей - представители мужского пола.

Третье: при обследовании обнаруживаются огромные пробелы в знаниях за начальную школу.

Четвертое: самое большое количество детей поставляют школы, работающие по развивающим методикам.

Все это говорит о том, что социальная дезадаптация наших детей началась еще несколько лет назад, когда они, только переступив порог начальной школы, оказались неуспешными в своей первой социально значимой должности ученика.

Особые проблемы в обучении возникают вследствие отставания ребенка в плане развития процесса мышления. На 7-м году жизни происходит качественный скачок в мышлении - выход на абстрактный уровень. Наблюдение более чем за тремя тысячами учеников показывает, что это происходит примерно к 7 с половиной годам, поэтому первая закономерность не случайна. Детям нашей школы на период поступления в 1-й класс только-только исполнилось или еще не исполнилось 7 лет.

Не случайна и вторая закономерность: мальчики в этом возрасте начинают отставать от девочек в плане психического развития примерно на полгода, поэтому именно мальчики, родившиеся летом и осенью, особенно уязвимы.

Ребенок, не достигший уровня появления абстрактного мышления, просто не в состоянии отделить слово от предмета, число от цифры, звук от буквы. А ведь все программы начинаются как раз со звуко-буквенного анализа, структуры речи, состава числа и т.д. Все это - абстрактные понятия, их не существует в природе как таковых, их нельзя потрогать, почувствовать. Ребенок должен осознавать суть этих понятий, иначе обучение теряет смысл. Не достигнув нужного уровня, он не понимает, о чем идет речь, пытается все механически заучивать, делать все по шаблону, по аналогии. Идет развитие так называемого репродуктивного мышления. Ребенок все больше и больше теряет способность добывать знания самостоятельно, становится пассивным, зависимым. Именно это и демонстрируют наши дети в плане обучения. Самостоятельно шага не могут сделать, зато с лихвой компенсируют это в жизни: хочу - буду дома жить, хочу - уйду, хочу - хожу в школу, хочу - нет.

Многие ребята страдают различными невротическими и психическими расстройствами. Думаю, школа и здесь внесла свою лепту. Из бесед с родителями выяснилось, что многие из них никак не ожидали, что их дети будут неуспешными в учебе, т.к. в детском саду они подавали хорошие надежды: были активны, рассудительны, любознательны. Их часто хвалили воспитатели. Такие дети с хорошим интеллектуальным потенциалом, но не достигшие необходимого уровня абстрагирования, остро чувствуют, что они чего-то недопонимают, а чего именно - осмыслить не могут. А любой конфликт между осознанным и неосознанным лежит в основе психических расстройств. Прибавьте сюда переживания по поводу неудовлетворительных оценок, необоснованных обвинений в лени, выговоры родителям на собраниях...

В последнее время проблема дезадаптации подростков обостряется. Одну из причин я вижу в том, что школы отходят от традиционной программы обучения, в основе которой лежит принцип «Делай, как я», т.е. обучение в основном опирается на процесс памяти и идет отработка учебных навыков. Память - универсальный психический процесс, у нее нет возрастных барьеров, и любой нормальный ребенок даже с небольшими способностями может быть вполне успешным.

Все развивающие методики в основном опираются на процесс мышления, а этот процесс капризный, развивающийся скачкообразно. Не каждый ребенок бывает готов учиться по левополушарным программам, поэтому и так называемого педагогического брака с каждым годом становится все больше. Это неизбежно, если учитывать то обстоятельство, что в стране растет количество больных, ослабленных детей и, как следствие этого, отстающих в своем развитии.

В течение 12 лет, работая школьным психологом, я обследовала около 3 тысяч будущих первоклассников. Иной раз более трети детей не готовы к обучению по тем или иным параметрам. С этим надо считаться. Выход - не торопиться с началом обучения, подождать еще годик или использовать традиционную программу обучения. Надежды учителей на развивающие программы далеко не всегда оправданы. Абстрактное мышление сродни половому созреванию: придет в свое время, искусственно ускорять его очень сложно. Да и нужно ли?

Плохое усвоение программы начальной школы сказывается потом в процессе всего обучения.

Заняться ликвидацией этих пробелов, делать задания за первый класс, подростки считают унизительным.

Знания восполнить можно, а моральный ущерб и потерянное здоровье - вряд ли.

Елена ЕВСЮШКИНА, психолог, Чайковский, Пермская область