Нам остается заниматься дальнейшей специализацией наших студентов в зависимости от тех объектов, где им предстоит трудиться после получения дипломов нашего вуза, в зависимости от типов тех детей, которые нуждаются в педагогической и социальной помощи. Кроме того, мне кажется, имеет смысл вернуться к стандарту методико-воспитательной работы с присвоением квалификации «Методист воспитательной работы», тем более что все равно мы будем создавать детское методическое объединение такой специализации.

Сама по себе номенклатура специальностей по социальному и психолого-педагогическому блоку не решает задач, все зависит от того учебного процесса, в результате которого и оказывается подготовленным к будущей работе молодой специалист. Но учебный процесс, как я думаю, начинается не в вузе, а задолго до поступления в него. Тем более что такие беды, как безнадзорность, беспризорность, нуждаются в особой заботе, в особом пригляде. Поэтому набор на те специальности, которые подготовят кадры для работы с детьми группы «риска», сам нуждается в своеобразной коррекции. Помимо общей академической успеваемости от будущих студентов требуется особая настроенность на такую работу. Поэтому, прежде чем принять ребят на такие специальности, мы работаем с ними по особой программе в течение двух-трех лет. В результате 75 процентов ежегодно принимаемых на психологические и социально-педагогические специальности - это профессионально ориентированные молодые люди, причем почти все они после выпуска идут работать по полученным специальностям. Это свидетельствует прежде всего о высокой мотивации тех, кто выбирает работу со сложными детьми.

Что нам удалось сохранить от прежних времен, так это непрерывную летнюю педагогическую практику. Практически все ребята, которые проходят у нас подготовку по специальностям социально-педагогического профиля, имеют 4 летние педагогические практики, которые год от года нарастают по динамике, по функционалу и сложности решаемых задач. Студенты занимают самые различные должности - от помощника воспитателя до организатора того или иного лагеря, той или иной службы лагеря. Ежегодно университет проводит 30 тематических смен, что для небольшого университета и для небольшого региона оказывается очень много. Причем мы имеем при университете такие профильные лагеря, которые существуют уже чуть ли не по три десятка лет и из года в год дают нам хорошие кадры воспитателей. Все социальные группы детей, в том числе и из социальных приютов, мы пытаемся пропустить через свои лагеря с помощью опять-таки наших студентов. Это сделать очень сложно, потому что существующие стандарты высшего педагогического образования не дают нам пока возможности для такой практической подготовки будущих педагогов, нам надо посмотреть на перспективу и усилить лабораторный блок. Педагогика - живая работа, и она требует отработки хорошей реакции у молодых специалистов. Очень хорошо у нас получается на последних курсах модульная целевая подготовка для определенного заказчика, тем более что перед нашими выпускниками в этом случае уже не стоит проблема трудоустройства по специальности, их ждут на конкретных рабочих местах, для которых они подготовлены должным образом.

Одно из важных направлений подготовки - это волонтерство. Мы очень довольны тем климатом, который сложился в нашем институте педагогики и психологии, созданном при педуниверситете, потому что удается найти таких ребят, которые больше всего на свете хотят посвятить свою жизнь, свое творчество, свои таланты обиженным судьбой ребятишкам. Последняя наша акция - 14 университетских театров дали свои спектакли во всех школах, в приютах, интернатах, колониях Костромской области, причем 6 из этих коллективов объездили ее самые дальние уголки. Студенты вернулись довольными, и это самый важный аспект подготовки специалистов. Есть множество волонтерских акций, которые идут своей чередой во всех учреждениях - от социальных до реабилитационных, находящихся под патронажем университета. Волонтеры великолепно работают с семьями, со школами, с детскими садами.

Николай РАССАДИН, ректор Костромского государственного педагогического университета