Жемчужинки. Выпуск. 3. - Омск, 2007.

Неправда, что писать для детей могут только взрослые. Вот этот очередной, третий выпуск литературно-художественного журнала «Жемчужинки», издаваемого омским лицеем №137, доказывает обратное. На его страницах опубликованы более ста авторов. Это не только дети, но также выпускники, родители и, конечно, учителя. Замечательная инициатива - собственный журнал.

Омск! Любимый город мой!

Удивительный такой!

Просыпаясь утром рано,

Поднимают стрелы краны,

Над иртышскою водою

Снова небо голубое! -

пишет ученик второго класса Владислав Цуканов. Просто взгляд на город. А сколько радости! А вот как Ирина Ерофеева из второго класса описывает любимца Барсика:

Смотрю в окно на улицу:

Там Барсик мой идет.

Гуляет смело умница

И кошечку зовет.

Но нет его подружечки -

Пошел домой один,

Пришел - прыг на подушки,

И спит, как господин.

Итак, издание «толстого» литературного журнала вполне под силу школе. Кстати, «Жемчужинки» проиллюстрированы цветными рисунками детей, что придает им особый блеск.

Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-2000 годов. - М., 2007. 224 с.

Сорок лет для литературы - много. За эти десятилетия может смениться несколько литературных течений, не говоря уж о новых именах, о новых звездах, способных засиять на литературном небосклоне. Книга профессора Московского государственного университета культуры и искусств Таисии Михалевой посвящена детской литературе последних десятилетий.

Автор рассматривает тему нравственного становления личности подростка. Целый ряд аспектов, на которые особенно хотелось бы обратить внимание, определил и структуру книги. Ее первая глава, «Родители и дети», посвящена взаимоотношениям в семье. Здесь речь идет о произведениях Альберта Лиханова, Юрия Яковлева, Анатолия Алексина, Владимира Амлинского, Юрия Короткова. Следующая глава, «Ученики и учителя», ставит проблему нравственного влияния педагога. Дан подробный разбор произведений Владислава Крапивина, Агнии Кузнецовой, Владимира Якименко, Сергея Иванова и, конечно, Валентина Распутина с его знаменитыми и вечно актуальными «Уроками французского», а также других авторов. Но мир подростка - не только школа и семья. Это еще и сверстники. Проблема самоутверждения среди сверстников не была обойдена в детской литературе. В третьей главе («Среди сверстников») разбираются произведения Радия Погодина, Анатолия Рыбакова, Владимира Железникова. Автор отмечает, что подросток 1990-2000 годов отличается от своих ровесников предыдущих лет: у него более широкий выход во внешний мир. Но «при столкновении с реальной действительностью он испытывает чувство растерянности: утрачены прежние жизненные ориентиры, а взамен - ничего ясного, определенного. Его угнетает сознание своей ненужности, когда «ты не нужен, а ты есть». И если прежде у подростков была борьба за лидерство в основном в своей среде, то теперь правила ужесточаются: он вынужден искать свое место в жизни вообще, часто в одиночку». Наконец, последняя глава - произведения для детей, в то же время посвященные природе. Константин Паустовский, Виктор Астафьев, Валентин Распутин.

«Человек силен своим духом, а общество сильно своими гражданами, - пишет Таисия Михалева, завершая книгу. - Формирование личности начинается с освоения элементарных, но очень трудных норм человечности. Как правило, человек ведет себя в соответствии с теми ценностями, которые он усвоил в детстве. Владимир Даль называл это «внутренней памятью о духовных и нравственных истинах», которые человек сохраняет на всю жизнь».

И эти истины призвана сохранять и передавать от поколения к поколению литература.

Жукова Т.Д., Чудинова В.П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. - М., 2007. 224 с.

Каким должен быть человек в обществе, которое меняется прямо на глазах? Грамотным, компетентным, гибким, креативным, должен уметь перестраиваться, быстро решать все возникающие проблемы. В общем-то, эти качества были нужны всегда, но сейчас, когда темп жизни заметно ускорился, особенно. Возьмем первое понятие: «быть грамотным». Что такое грамотность?

Если внимательно знакомиться с этой книгой, которая готовилась к первому в истории России съезду школьных библиотекарей, то можно найти определения нескольких видов грамотности. Базовая грамотность связана с умением человека использовать язык - читать, писать, слушать и говорить так, чтобы успешно работать и развивать свой личностный потенциал. Есть еще медиаграмотность - способность интерпретировать, использовать, оценивать и создавать образы и видеоизображения, используя любые медиасредства, как обычные, так и самые новейшие, развивая при этом критическое мышление, умение принимать решение. ИКТ-грамотность - способность использовать цифровые технологии, соответствующие инструменты связи, чтобы свободно действовать в информационном обществе. Информационная грамотность - умение находить нужную информацию, оценивать и использовать ее, ориентироваться в ней. Список можно продолжить.

Грамотность зависит от многих факторов, включая желание самого человека, в нашем случае - школьника. Но, допустим, это желание есть. Дело за учителем, за школой, за родителями... Но только ли? Какова роль школьной библиотеки в формировании грамотного человека? Она огромна, ведь школьный библиотекарь не только выдает книги. Библиотекарь должен поменять профессию, став полноправным педагогом и медиаспециалистом.

Приведем некоторую статистику, заимствованную из книги. По данным Американской национальной комиссии по библиотечному делу и информатике на 2002 год, в США 84 процента библиотек имеют доступ к интернету, 62 - помогают учителям в планировании, осуществлении и оценке педагогической деятельности, 54 - предлагают свои рекомендации по учебным планам, 34 - проводят практикумы для учителей, 15 - несут основную ответственность за поддержание школьного сайта.

Мы же, что и говорить, от всего этого еще далеки...

Родительское собрание по детскому чтению. - М., 2007. 288 с.

Что может объединять лучших учеников одного класса? Американский ученый, основатель Института развития человеческого потенциала Глен Доман считает: чтение. «Они все умеют читать лучше всех остальных». В сборнике «Родительское собрание по детскому чтению» предлагается целый комплекс информационно-методических материалов, разработанных лучшими отечественными специалистами по чтению. Они призваны помочь найти эффективные механизмы вхождения в родительскую среду, чтобы папы и мамы стали помощниками библиотекаря и учителя в приобщении ребенка к чтению, к книге.

В сборнике предложены сценарии семейных праздников («Папа, мама, я - читающая семья»), литературных турниров, конкурсов, вечеров. Это, скажем так, практическая часть. Но реальная жизнь ставит множество вопросов: зачем читать, что, где найти нужные книги для ребенка и чем ему могут помочь родители, где найти время для чтения? На них отвечают ведущие российские специалисты, занимающиеся проблемами чтения. В сборник включены «Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению» И. Тихомировой, главы из книги И. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти», статья И. Калиновской «Первые шаги на пути к книге: психологические и педагогические основы развития интереса к книге у детей раннего возраста». Читать - очень трудное занятие. Здесь очень важны советы, взгляд со стороны. «Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно». «Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву...»

Что же, пусть будет так. В добрый путь!