Листая старые страницы

«Это переименование подчеркивает возросшую важность и ответственность роли советского учителя», - пишется в передовой статье. Тут же публикуются пожелания газете.

«О детях наших мало писалось в газете «За коммунистическое просвещение», - сетуют авторы. - Учительская газета должна показать настоящих, живых детей, как будущих строителей социализма. Она должна также стать ближе и повседневным интересам и запросам учителей. Обновленная газета должна привлечь к работе лучших, передовых учителей, которые поделятся своими успехами со всей многотысячной армией читателей».

1937-й - год двадцатилетия Октября. Заголовки статей дышат оптимизмом: «Мы гордимся своим правительством», «Солнечная жизнь»...

В 37-м исполняется сто лет со дня смерти Пушкина. В связи с этой датой Государственный музей изобразительных искусств становится Пушкинским, переименована и улица Большая Дмитровка (а ныне ей возвращено прежнее название). Еще жива праправнучка великого поэта. Ольга Клименко учительствует в 16-й средней школе города Архангельска.

Как причудливо переплетаются в истории имена, события, даты. Имена поэта Пушкина и вождя всех народов соседствовали на страницах «Учительской газеты».

На страницах «УГ» от имени писателей страны в октябрьские праздники выступает Леонид Леонов. «Ощущение гордой радости охватывает нас безраздельно. Оно увлажняет глаза, зовет на подвиги, когда на трибуну Мавзолея поднимается Сталин. Столица ликует».

Советская школа должна воспитывать дисциплинированных, твердых, целеустремленных патриотов. Разоблачена и предана забвению «лженаука» - педология. Восстановлена классно-урочная система преподавания. Решениями партии и правительства установлены точные сроки начала и конца учебного года, каникул, длительности уроков и перемен, исключения и выпуска учеников.

Соблюдение режима, исключение перегрузки, утомляемости детей - одна из главных тем «Учительской газеты» 38-го года.

Регулярно появляются в каждом номере письма учителей. Две трети миллионной армии советских учителей, как сообщает газета, работают на селе. Какие проблемы и заботы у них? Почти такие же, как и сегодня, у нынешних учителей. Когда же построят новую школу? В Сталинской неполной школе Родинского района Алтайского края невозможно проводить занятия. Вместо парт здесь допотопные столы, за которыми сидят по 7 человек, само здание тесное, ветхое. В 37-м году начали строить новую школу, а в 38-м закрыли кредит, и строительство прекратилось. Сигнал из Новосибирской области. Здесь в ряде районов (Кожевниковский, Кыштовский, Юргинский) преступно нарушается постановление правительства о своевременной выдаче зарплаты. В Степновском сельсовете Черниговской области из 615 детей не учатся в школе 140 безнадзорных детей.

В январе 1939 года «Учительская газета» собирает в своих стенах учителей - отличников городских и сельских школ. Перед ними выступает Всесоюзный староста М.И.Калинин. Его речь публикуется в третьем номере «УГ» от 5 января 1939 года. Она охватывает все стороны деятельности учителя. «Если бы меня спросили, что требуется от учителя, - рассуждает Калинин, то я бы сказал: растить нового человека и прививать ему самые лучшие качества. Тут один товарищ мимоходом говорил: «Установлены у нас дежурства. Дежурные следят, чтобы ребята не нарушали порядок». А разве вы хотите, чтобы ребенок был средним обывателем? Если бы я был учителем и если бы ребята где и созорничали, но так, что при этом была видна бы храбрость, то я бы эту храбрость как-то поощрил, а за самое озорство пожурил немного».

Надежда ТУМОВА