Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В начальных классах знакомство с правилами дорожного движения лучше проводить в игровой форме, соревнованиях, то есть при активном подвижном участии самих детей.

Еще Жан Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без него немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. А мы бы добавили, что здесь необходимо в первую очередь соблюдать правила безопасности.

В конце каждого учебного года в нашей школе проводится «Праздник Детства», в рамках которого устраиваются игры-соревнования по правилам дорожного движения. Цели их таковы: проверить знания учащихся этих правил; развивать навыки их применения; учить детей определять и предвидеть опасность дорожных ситуаций и находить способы их избежать.

В играх-соревнованиях принимают участие ученики 2, 3 и 4-х классов.

Праздник начинается с общего построения, приветствия и напутствия работников ГИБДД. Классным руководителям раздаются маршрутные листы, в которых указаны этапы игр-соревнований и последовательность их прохождения.

Этапы игр-соревнований чередуются в таком порядке: сначала - спортивная игра - эстафета, затем - интеллектуальная игра, снова - спортивная игра - эстафета, затем снова - интеллектуальная игра и т.д. Такое чередование дает возможность ребятам получить физическую разгрузку, отдых на этапе участия в интеллектуальной игре. Во время интеллектуальных игр им предоставляется возможность проявить свою эрудицию, смекалку и, конечно же, знания в области ПДД. Задания интеллектуальных игр - это вопросы билетов по правилам дорожного движения, вопросы викторин, загадки, пояснение аварийных ситуаций по иллюстрации, кроссворды.

Все задания для интеллектуальных игр подобрали и составили с учетом возраста учащихся (для 2, 3, 4-х классов свои отдельные задания) молодые учителя начальных классов. На этапы соревнований классы перемещаются параллелью (например, все вторые классы - на этапе «Эстафета «Бег змейкой», в это время все третьи классы - на этапе «Эстафета с мячом», а четвертые - на этапе «Эстафета с обручами»). В соответствии с выделенным на этапы временем, а это не более 10 минут, команды, пройдя свой первый этап, отправляются на второй в соответствии с указанным на маршрутном листе.

В организации игр-соревнований участвуют одиннадцатиклассники. Они проводят судейство на этапах («станциях»), вносят очки, полученные участниками, в ведомость. За день до мероприятия старшеклассники проходят инструктаж, где им их задачи объясняются, вручается программа соревнований, листы с заданиями для интеллектуальных игр.

Примеры заданий интеллектуальных игр даны в приложении.

1. «Змейка».

Эстафета - бег «змейкой» от старта до финиша напротив каждой команды устанавливаются 5-6 кеглей на расстоянии 40-50 см друг от друга. По команде «Марш!» все участники по очереди от старта до финиша и обратно обегают «змейкой» кегли.

2. «Мой веселый, звонкий мяч».

Эстафета с мячом - ведение мяча участниками команд по очереди от старта до финиша и обратно.

3. «Непослушный обруч».

Эстафета с обручем - участники команд катят обруч по очереди от старта до финиша и обратно.

4. «Безопасное колесо». В этой эстафете принимают участие по 5 человек от каждой команды. Эстафета - преодоление препятствий на роликах:

участник команды должен доехать (добежать) до доски, лежащей на земле, проехать по ней некоторое расстояние;

объехать «змейкой» кегли;

добежать до финиша.

Назад все выполнить в обратном порядке.

Все игры-соревнования судьи оценивают, присуждая очки, которые они вносят в ведомости (маршрутные листы):

I место - 3 очка; II место - 2 очка; III место - 1 очко.

По окончании игр-соревнований проводятся построение, подведение итогов и награждение победителей работниками ГИБДД.

Людмила ЛЕВЧЕНКО, учитель физкультуры; Юлия МИХЕЕВА, Светлана ИСАЕВА, учителя начальных классов школы имени В.М. Комарова, Звездный городок