Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Алгоритм моей деятельности состоит из следующих элементов.

Элемент I. Создание эмоциональной установки на контакт

с учителем и вхождение в учебный материал

Я стараюсь вызвать коммуникативные эмоции еще до того, как ученик переступит порог моего класса. В начальном звене провожу игры, беседы, даю творческие задания - настраиваю детей на желание общаться со мной. Всегда очень ответственна для меня первая встреча с новым классом. Сумею ли заслужить доверие шестиклассников, построить процесс обучения так, чтобы ребенку было комфортно и любопытно на моем уроке? Первоначально гармония, красота воспринимаются благодаря таким органам чувств, как зрение и слух, без осознания глубокого смысла этих понятий. Я увлеченно, ярко, взволнованно рассказываю шестиклассникам о красоте окружающего нас мира, используя при этом музыку, живопись, поэзию.

Все тесно связано вокруг,

Примеры мы не станем

множить,

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды

не потревожить.

Д.Томсон

Для усвоения пройденного материала необходимо постепенно подключать рациональное мышление. Тогда ребенок начинает воспринимать окружающий мир как нечто целостное и прекрасное. Формируется эмоциональная установка: «Я хочу общаться с этим учителем», «Я хочу изучить этот материал», и это дает мне возможность развивать и поддерживать познавательный интерес все последующие годы обучения.

Для определения степени развития творческих способностей на этом этапе я предлагаю различные творческие задания на осмысление базовых понятий. Это могут быть эссе, «научные» статьи в «газету», сказки, зарисовки, размышления, рисунки и стихотворения. Анализируя выполненные детьми творческие задания, я для себя распределяю детей в группы «физиков» и «лириков». В конце учебного года провожу анкетирование «Твое отношение к изучаемому предмету». Уже нескольких лет получаю следующие результаты: 98% интересен предмет, 2% отвечают, что ботаника им неинтересна. И тогда я ставлю перед собой задачу помочь детям, которым не интересно, понять, как важно изучать мир растений.

Элемент II. Персонально-личностный подход

к ребенку,

то есть создание такой ситуации, когда ученик чувствует себя особо замечательной личностью, находящейся в центре внимания учителя и одноклассников. Анализируя в процессе дальнейшего обучения уровень интереса к предмету, способность к творчеству, работоспособность, я составляю индивидуальные карты на каждого ребенка, которые помогают мне отслеживать динамику познавательной активности.

В результате я условно выделяю три группы учеников.

1. Группа с наиболее устойчивым интересом к предмету, желанием глубже познать законы биологии. Это мой «золотой фонд». В этой группе развивается здоровое соперничество, которое также стимулирует стойкий познавательный интерес.

2. Группа со средней мотивацией и эпизодическим интересом к отдельным разделам биологии.

3. Группа детей, которым тяжело дается обучение и у которых наблюдается низкий уровень развития интереса.

Такое разделение помогает мне в корректировке программы, учитывается в работе на уроках и при составлении домашних заданий.

Важно заметить и оценить каждую работу, подойти к ребенку с оптимистическим прогнозом, дать ему понять: «Я верю в тебя, поверь в себя сам, и ты добьешься успеха!» И такая установка делает чудеса. Один пример. Ученик в шестом классе был не уверен в себе (из-за небольшого дефекта речи), проявлял к предмету эпизодический интерес, затем увлекся биологией, стал победителем олимпиад, конкурсов, стипендиатом муниципалитета. Сейчас это уверенный в своих силах успешный студент педагогического университета, связавший свою дальнейшую жизнь с биологией, получивший за успехи в учебе губернаторскую стипендию.

Элемент III. Автодидактический метод

Это самостоятельное осмысление учебного материала и поиски новых проблем. Ученики сами или с помощью учителя выбирают проблему, которая их заинтересовала. В своих проектах ребята предлагают построить приюты для бродячих животных, мечтают озеленить город, придумать такие машины, чтобы из труб выходили не ядовитые выхлопные газы, а ароматные запахи цветов, и т.д. Наши дети не только созерцают мир, но и анализируют его, пытаясь найти выход из создавшегося положения, иногда предъявляя счет нам, взрослым:

Вот раньше где росла трава,

Бежал, ручей и птицы пели,

Сейчас осколки битого

стекла,

Бутылки, банки, кирпичи,

Жестянки, пенопласт, бумага.

И слышно нам в шуршанье

ветра

Земли прекрасной тихий стон.

Я даю возможность своим ученикам предложить свои варианты выхода из создавшегося положения: «Как можно помочь животным выжить в наших лесах?», «Как помочь нашему озеру?», «Каким ты бы хотел видеть наш парк?»

Элемент IV.

Поисково-дискуссионный метод,

то есть постановка таких вопросов, на которые нет однозначных ответов. Обсуждение ведется в классе, на внеклассных занятиях. Центр тяжести - обращение к личному опыту каждого. Очень важно вовремя заметить повышенный интерес ученика к проблеме и побудить ребенка к самостоятельному осмыслению. Если необходимо, предлагаю детям дополнительную литературу, даю более глубокие консультации. Проблема, которая может взволновать ребенка, подчас неожиданна. Шестиклассника Александра заинтересовало, почему у его темноволосых родителей родились светловолосые дети. Он так увлекся генетикой, что сумел объяснить ее законы родителям и старшеклассникам на занятиях в клубе. Кто знает, может, перед нами будущее светило науки?

Некоторые проблемы мы выносим на обсуждение клуба (о клубе - ниже). Вот такую, например: «Нашу голубую планету можно сравнить с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество - это экипаж. Но у нашего «корабля» нет аварийного выхода». Стараюсь вызвать самостоятельное осмысление ситуации. Для этого необходимо активизировать мысль, организовать поиск. В ходе обсуждения учащиеся пришли к выводу: переселиться человеку некуда, мы потеряем нашу землю, если не оставим места для жизни животным и растениям, выход один: надо беречь, что имеем, эту тонкую, хрупкую, уязвимую «корочку» жизни на нашем земном шаре.

Элемент V.

Система творческих работ

Потребность выразить себя живет в душе каждого ребенка, и очень важно помочь ему в этом стремлении с помощью разнообразных творческих заданий. Такое, например, задание: ученик, отождествляя себя с деревом, осой, почкой, листиком дерева, опустошенной полянкой, сломанной веточкой, рассказывает о сложнейших биологических процессах. Размышления детей о процессах, которые мы наблюдаем осенью, доказали, что большинство видят эту хмурую пору прекрасной. Конкурс листовок, посвященных охране «всех живущих на земле, всех от мала до велика, кто ходит, ползает, летает, плавает» помог нам провести акцию «Мы за все в ответе». Лучшие работы наших учеников публиковались в СМИ городского и областного уровней. «История крысенка Саида, рассказанная им самим» получила в 2001 году главный приз международного фестиваля «ДЕТИ И ЭКОЛОГИЯ, XX ВЕК» - хрустальную черепаху. В том же году она стала лауреатом Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги».

Осмыслить учебный материал помогают и такие задания, как мини-детективы, комиксы, рисунки, схемы.

Накоплен и постоянно пополняется дополнительный, выполненный в виде научных докладов материал, выходящий за рамки учебника. Он предлагается перед уроком, и при желании ученики могут узнать много интересного по теме, которую они изучили или будут изучать. Использовать дополнительные сведения можно на уроке, дополняя мое объяснение и ответы товарищей. Ученики оформляют свои работы для выставок, проводят экскурсии, выступают с сообщениями перед различными аудиториями.

Элемент VI.

Дидактические игры-сказки, дидактический театр

Игры я сначала придумываю сама, затем подхватывают дети. Мы проводим конкурсы на лучшую игру. Я стремлюсь построить игру так, чтобы она учила ребенка размышлять, видеть главное, развивала его мышление, делала познавательную задачу более увлекательной. У детей вызывают интерес игры с биологическим конструктором. На уроках биологии в среднем звене выбираем наиболее интересные темы, пишем по ним инсценировки, мини-спектакли, сказки. Так были созданы дидактические сказки «Путешествие вглубь листа», «На балу в стране зеленого листа», «Путешествие к динозаврам». Трудный материал осваивается легко и быстро. Данной работе предшествуют размышления по теме. На протяжении многих лет наибольший интерес вызывают у шестиклассников размышления о фотосинтезе. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор учеников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ученик учится размышлять, видеть главное, обобщать. Игра развивает его мышление, память, способности, произвольное восприятие.

Элемент VII.

Научно-исследовательские проекты. Клуб «Деметра»

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Работа над проектом побуждает ребят проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, способствует формированию творческой активности. В 1994 году в нашей школе был организован клуб «Деметра», который объединил ребят с

6-го по 11-й класс. Изначально клуб был создан для развития познавательного интереса и творческой активности учеников на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Общение младших школьников со старшими товарищами стимулировало их познавательную активность в освоении сложных разделов биологии. Старшеклассники, опекая юных коллег, закрепляли пройденный материал. В настоящее время одно из направлений работы клуба - привлечение учеников всей школы к работе над проектами. Это помогает деметровцам получать знания в разных областях науки, развивать навыки общения и сотрудничества, совершенствоваться в практической деятельности. Вовлечение детей в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в нашей школе, интерес к самостоятельной исследовательской работе появляется в 8-9-х классах. Для этого возраста разработана программа элективного курса «Юный исследователь». Важно вовремя заметить повышенный интерес ученика к той или иной теме, побудить его к самостоятельному исследованию, помочь преодолеть возникающие трудности. Если вопрос выходит за рамки моей компетенции, я нахожу ученику научного руководителя для его научной работы. Руководитель проекта планирует работу с подростком так, чтобы он не утратил в ней интерес. При этом учитывается психологический настрой, большое внимание уделяется личному опыту юного исследователя. Для того чтобы проект был интересен ребенку, он должен быть не слишком трудным и особенно легким, соответствовать возрасту, интересам, возможностям ученика. И тогда все получится, а познание превратится из скучной необходимости в радостный праздник!

Людмила ЕМЕЛЬЯНОВА, учитель биологии средней школы №135, Снежинск, Челябинская область