Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Поясню некоторые термины. «Горизонтальная» нагрузка - это когда предметник ведет несколько классов (все классы) одной параллели; «вертикальная» нагрузка - предметник ведет по одному классу в разных параллелях; «альтернативные» или «плавающие» группы - это группы учащихся одного класса, которые организованы по различным признакам и могут переформировываться в зависимости от потребностей ученика. Эти группы предполагается объединять по единому интересу и по единой цели.

Модель 1. Этот способ организации возможен при горизонтальной нагрузке учителей двух или трех предметов. Соответственно и классов в параллели должно быть два или три. Большее количество затруднительно. Схема выглядит так:

Как видно из таблицы, на одном уроке в расписании стоят математика и русский язык в 5-м «А» и в 5-м «Б» классах одновременно. Соответственно одновременно и учитель математики, и учитель русского языка обучают и 5-й «А», и 5-й «Б». В группу «Х» входят, например, ученики естественно-математического профиля, в группу «У» - гуманитарно-ориентированные. На следующий урок предметы меняются. Эта организация дает возможность учителю провести урок в темпе, подходящем к данному типу ребят, подобрать материал и метод ведения урока таким образом, чтобы дети развивались в соответствии со своими индивидуальными способностями и уровнем ключевых компетенций. Например, в группе «Х» ребята реализуют себя на уровне новой ситуации, больше решают задачи с косвенным условием, занимательные, сложные задачи. В группе «У» условия задач, которые они решают, попроще, но зато ребята больше читают дополнительной литературы в рамках программы, заучивают стихи, пишут их сами. Со сменой групп соответственно меняется подход учителя.

Модель 2. Почти тот же вариант, что и предыдущий, но усложненный. Особенно эффективен при организации элективных курсов или занятий дополнительного образования. Так же, как и в Модели 1, урок проходит в трех классах, у четырех учителей одновременно. Из таблицы видно, что каждый ученик занимается тем делом, которое ему интересно. Расписание легко меняется и варьируется в зависимости от особенностей школы, интересов и потребностей ребят, наличия учителей тех или иных предметов.

Модель 3. Следующая модель возможна при «вертикальной» нагрузке. Здесь учитываются интересы как учащихся, так и учителей. Три учителя-предметника проводят одновременно урок сразу во всей параллели. Учитель П предпочитает учить высокомотивированных детей, учитель С больше любит работать с ребятами средних способностей, но кропотливыми и вдумчивыми, учитель И имеет хорошие результаты, когда под его началом «слабые» ученики. Педагоги работают с удовольствием, богатый опыт позволяет добиться хороших результатов. В свою очередь ребята также могут выбрать образовательный уровень по себе, их учеба становится более успешной.

Возможен вариант, когда в группу А входят ученики, специализирующиеся по физике и по математике, в группу Б - по гуманитарным наукам, в группу В - ребята, предпочитающие общеобразовательный стандарт. Такая организация обучения целесообразна при предпрофильной подготовке, на занятиях элективных курсов и спецкурсов. Объединять таким образом можно учителей других предметов: словесников, иностранного языка, информатики, а также преподавателей дополнительного образования.

Модель 3.1. Целесообразно, разделив учеников на группы по схеме Модели 3 , обучать ребят по интересующим их темам. Например, учитель глубоко заинтересован темой «Решение задач с параметрами», она ему нравится, он интересно ее преподносит, его ученики показывают отличные результаты в этой области. Или группу учащихся интересует тема, которая входит в программу обзорно, а то и вовсе исключена. Обоюдный интерес, безусловно, делает труд всех участников образовательного процесса плодотворным и результативным.

Модель 4. Следующая схема организации обучения дает возможность совершенствоваться учителю в той или иной понравившейся ему тематике. Объединяя классы в лекционном зале, предоставляем ученикам возможность слушать лекцию или участвовать в конференции, подготовленной учителем для всей параллели. В следующий раз лекцию читает следующий учитель по своей теме. Причем темы лекций и конференций планируются и утверждаются на соответствующих кафедрах, доводятся до сведения школьников. Так как при «вертикальной» нагрузке три учителя одного и того же предмета ведут урок одновременно, то возможно решение вопроса психологической совместимости учителя и ученика, в случае необходимости ребенку позволительно посещать уроки другого педагога. Или учитель может предложить ученику пойти на урок по данному предмету в параллельный класс.

Сейчас часто говорят, что классно-урочная система несовременна и несовершенна, что существующие в европейских и американских школах альтернативные ей формы обучения более эффективны. Но пока урок остается самой качественной «клеточкой» учебно-воспитательного процесса, как логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. Однако классно-урочную систему необходимо адаптировать к изменяющимся условиям и задачам, стоящим перед образованием.

Татьяна ШУТЕНКО, заместитель директора центра образования №2030, Москва