Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Диск с аудиоэкскурсией можно использовать по-разному, например:

при помощи имеющейся на диске интерактивной оболочки на обычном настольном персональном компьютере заранее «виртуально погулять» по предлагаемому маршруту, поочередно прослушивая все имеющиеся аудиофрагменты и просматривая фотографии (в том числе в увеличенном виде);

воспользовавшись для тех же целей ноутбуком и еще в пути к интересующей цели путешествия подготовиться к реальной экскурсии, прослушивая описания, просматривая фотографии и выбирая то, что интереснее всего было бы увидеть в реальности;

установив диск в портативный CD-плеер либо скопировав аудиофайлы с комментариями экскурсовода на flash MP3-плеер или любое устройство, способное воспроизводить МР3-звук (например, в сотовый телефон), пройти по реальному маршруту, пользуясь прилагаемой к диску «бумажной» картой, на которой отмечен маршрут и остановки, и слушая рассказ «виртуального гида»;

при наличии карманного компьютера (КПК) с основной памятью или сменной картой памяти достаточно большого объема скопировать на него AVI-файлы, которые содержат в себе видеопоследовательности фотографий со все тем же аудиосопровождением «виртуального гида», чтобы сочетать преимущества реальной и «виртуальной» экскурсии.

Ассортимент выпускаемых сегодня аудиоэкскурсий настолько богат, что можно уже всерьез говорить о возможности их массового применения в школьном образовании. Попробуем выделить основные моменты, которые помогут учителям-предметникам сориентироваться и найти свои собственные идеи и способы.

Как известно, многие аудиоэкскурсии, маршрут которых проходит по памятным местам, фрагментарно могут использоваться на уроках истории. Кроме того, тематические аудиоэкскурсии (например, по Кремлю, по Арбату, по московскому метрополитену и так далее) могут с успехом использоваться на уроках москвоведения, точно так же, как аудиоэкскурсии по другим городам (скажем, по Невскому проспекту, Петропавловской крепости или Петергофу). Это возможно на уроках, аналогичных москвоведению, посвященных родному краю и предусмотренных региональными образовательными стандартами. (Рис. 1-2.)

Наконец, в последнее время стала появляться и такая любопытная разновидность, как «литературные аудиоэкскурсии», посвященные различным местам, связанным с жизнью писателей, с сюжетами и персонажами литературных произведений. Яркий тому пример - диск «1С:Аудиокниги. Булгаковская Москва», который ведет нас по маршруту, связанному с творчеством писателя и с событиями, о которых говорится в романе о Мастере и Маргарите.

Булгаковская Москва - это достаточно компактное пространство между улицами Тверская и Остоженка. Прогулка начинается у «Театра сатиры» на Большой Садовой улице, пролегает мимо Патриарших прудов по Спиридоновке, Никитскому бульвару, Пречистенке и Остоженке и заканчивается у дома архитектора Кекушева (Остоженка, 21), который был одним из прототипов «особняка Маргариты» в романе Булгакова. Экскурсия по этим местам знакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам и в которых поселил героев своих книг. Она позволяет «виртуально поучаствовать» в погоне за котом Бегемотом, «увидеть» трассу знаменитого полета Маргариты на метле по ночной Москве и почувствовать неповторимую атмосферу довоенной Москвы, которая отражена в творчестве писателя.

Такие аудиоэкскурсии уже можно предлагать старшеклассникам на уроках литературы как исходный материал для анализа сюжета соответствующего литературного произведения, для знакомства с биографией автора и анализа событий его жизни, приведших его к написанию данного сюжета именно в таком виде, как он есть, а не в каком-либо ином.

Очевидно, что наиболее простой способ проведения «виртуальной экскурсии» - использование диска в школьном компьютерном классе, когда каждый ученик может «проходить маршрут» в индивидуальном темпе, пользуясь наушниками. Здесь очень важна последующая организация совместного обсуждения по выбранной учителем теме. Впрочем, мероприятие может проходить и в предметном классе, оснащенном медиапроектором (маршрутом «следует» сразу весь класс одновременно, параллельно приводятся дополнительные комментарии учителя и, возможно, организуется обсуждение отдельных вопросов прямо «на маршруте»).

Такой вариант классно-урочной работы применим при существенных ограничениях по времени либо когда нет возможности посетить соответствующие места в реальности из-за их удаленности от школы. В частности, именно поэтому аудиоэкскурсии могут помочь ученикам сельских школ в российской глубинке, для которых поездку, например, в Москву или Санкт-Петербург организовать крайне сложно. Это также важно для предварительного ознакомления с местом реальной экскурсии (например, с организацией последующего обсуждения в классе для выяснения мест, наиболее интересных для последующего реального их посещения).

Заметим, что подобную виртуальную экскурсию учитель может дополнить как материалами, найденными на сайтах, так и «виртуальным полетом» над местом экскурсии при помощи Google Earth (другое его название - Google Map). Этот интересный интернет-проект позволяет при наличии установленной на компьютере бесплатной клиентской программы и достаточно быстрого канала доступа в Интернет в интерактивном режиме (перемещение по географической широте и долготе, а также масштабирование) просматривать реальные спутниковые и аэрофотографии почти любого участка земного шара. (Рис. 3-4.)

Не менее интересным представляется вариант «мобильного» использования аудиоэкскурсий. Если в школе (или ином образовательном учреждении) есть «мобильный класс» на базе КПК либо комплект MP3-плееров, то возможна организация выездного экскурсионного мероприятия. Ученики смогут на месте знакомиться с теми или иными достопримечательностями, одновременно слушая объяснения учителя и «электронного гида» и заодно обучаясь ориентироваться на местности по имеющейся в комплекте «бумажной» карте. (Рис. 5.)

При наличии же в школе достаточно мощного технического оснащения (цифровых фото- и видеокамер, КПК с встроенной цифровой фото- или видеокамерой и так далее) применение дисков с аудиоэкскурсиями может быть расширено до выполнения учениками проектной работы. Это предполагает самостоятельное произвольное дополнение имеющихся на исходном диске «опорных» материалов сделанными ребятами фотографиями, видеофрагментами, текстовыми эссе и голосовыми комментариями (режим диктофона на КПК). Тем самым дети расширяют и дополняют материалы аудиоэкскурсий, «традиционных» для данной школы, после чего ими могут пользоваться следующие поколения учеников для межшкольного обмена. Некоторые работы даже могут быть предложены фирмам - издателям аудиодисков. В качестве показательного опыта такой «обратной связи» стоит упомянуть проект «1С:Аудиокниги. Неизвестная Победа», включающий воспоминания москвичей о днях Великой Отечественной войны, собранные московскими школьниками и изданные на диске совместными усилиями общества «Мемориал», радиостанции «Серебряный дождь» и фирмы «1С».

Итак, возникший буквально на наших глазах новый «технико-литературный» жанр аудиоэкскурсий заслуживает со стороны учителей и методистов самого пристального внимания. И образовательная общественность может повлиять на дальнейшее развитие этого направления электронных изданий, например, предложив создателям дисков те или иные полезные для школы темы аудиоэкскурсий. Наконец, возможность применения содержательного материала этих дисков на мобильных компьютерах (на фоне достаточно бедного пока ассортимента образовательного программного обеспечения для КПК) позволит уже сегодня использовать карманные компьютеры в образовательном процессе. А это, в свою очередь, может подтолкнуть разработчиков ПО и электронных изданий к разработке образовательных программных средств «мобильного» назначения, что само по себе представляет важную и многообещающую задачу.

Дмитрий УСЕНКОВ, старший научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования, Москва