Эксперимент

Однако для них стал полной неожиданностью сам процесс обучения. «Было интересно начать образование с бизнес-идеи и составления бизнес-плана, - говорит директор этого негосударственного среднего профессионального учебного заведения Наталья Емельянова. - Ребята, можно сказать, существовали в создаваемой ими фирме». Класс разбили на пять групп, каждая из которых разрабатывала свою идею: открытие парфюмерно-косметического магазина, мини-хлебопекарни, свадебного салона и т. д. Кстати, и выбор предприятий малого бизнеса был не случаен. По словам ученика этого класса, а теперь студента второго курса Нижегородского бизнес-колледжа Дмитрия Смирнова, в течение двух месяцев искали варианты, в какую сферу идти, проводили маркетинговые исследования, изучали рынок и выяснили, что есть в родном поселке незаполненные ниши, которые могут занять желающие открыть собственное дело.

Безусловно, нагрузка была колоссальной. В течение двух лет помимо получения стандартного среднего образования параллельно шло освоение сложнейшей бизнес-программы. А еще бальные танцы, интенсив по английскому, документоведение и делопроизводство, углубленное освоение компьютерных технологий. Финальным аккордом двухгодичной деятельности ребят и взрослых стала защита их работ. «Представляете, в полтора часа вместить то, над чем трудились, страдали два года! - восклицает Дима. - Это был самый запоминающийся экзамен в моей жизни! И комиссия была очень авторитетная». Начальник районного управления образования Владимир Гурылев был удивлен, что одиннадцатиклассники смогли разработать такие реальные бизнес-идеи. Из пяти представленных на комиссию работ три были признаны реально воплотимыми в жизнь - хоть сейчас бери документы-расчеты и начинай работать.

Ребята говорят, что общее дело сплотило их, они изменились внешне, да и внутренне стали ощущать себя по-другому. «Так и должно быть, - убеждена Наталья Ивановна, - потому что человек, работающий в бизнесе, не просто знает экономику, он становится разносторонней, обладающей определенной культурой личностью». Успех с профильным классом в сельской школе закономерен. Потому что критерии обучения и в какой-то мере сама технология вот уже более десяти лет «процветают» в самом Нижегородском бизнес-колледже.

В 1995 году колледж первым среди негосударственных ссузов прошел аттестацию. Был в числе первопроходцев по подготовке специалистов по специальности «коммерция». Она и поныне остается основной. В ней как бы собрано все: товароведение, навыки работы на кассовом аппарате и с весами, приличное знание иностранного языка, владение компьютером, умение общаться. Поэтому выпускники колледжа и во время безработицы всегда трудоустраивались. Средний и малый бизнес необходим в районах области, где нет крупных предприятий. «Коммерция» и сейчас перспективная специальность, считает Наталья Емельянова, хотя многие ее недооценивают.

Изучив рынок образовательных услуг в Нижнем Новгороде и потребности работодателей, открыли в Нижегородском бизнес-колледже еще две перспективные специальности - по туризму и маркетингу. Учебный план построен так, что выпускается организатор туристического бизнеса. А это значит, что молодые специалисты знают, как открыть свой бизнес, представляют работу турфирмы в целом.

Свое кредо - стараться делать курсовые работы на реальной основе - бизнес-колледж выдерживает на всех направлениях. Многих из «маркетологов», «туристов» и «коммерсантов» после практики на фирмах берут туда на работу. Но есть немало ребят, которые учатся в бизнес-колледже, чтобы стать профессиональными помощниками своим родителям в ведении семейного бизнеса.

А как же с экспериментом в сельской школе? Его программу немного позже планируют предложить некоторым учебным заведениям.

Нижний Новгород