Областное руководство рассматривает участие в проекте «Делфи-2» как «один из позитивных факторов ускорения социально-экономического развития региона». За «круглым столом» встретились ректоры вузов, директора колледжей, техникумов и профучилищ, а также работодатели и чиновники. Основные вопросы - модернизация профессионального образования в области, развитие связей профобразования и местного рынка труда, социальное партнерство профобразования и экономики.

С директором Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа Людмилой Анищевой, заслуженным учителем профтехобразования России и почетным работником среднего профобразования мы побеседовали сразу после семинара.

- Стараемся удержать людей, - говорит она. - У нас все, начиная с уборщицы, имеют надбавки к зарплате. А вторая статья расходов внебюджетного фонда - это материальная база колледжа. Мы порой на оборудование, мебель и технику тратим в несколько раз больше, чем выделяет нам на эти же цели федеральный бюджет. Откуда деньги? Способов заработать достаточно, одно условие: нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда за тебя кто-нибудь что-нибудь сделает.

Вот они и не ждут. В колледже существуют буквально все курсы, которые только возможны. Совместно со службой занятости идет переподготовка безработных, далее - обучение военнослужащих, уволенных в запас, еще - второе образование и вторая профессия всем желающим. В итоге, если в 2000 году дополнительные платные услуги получили примерно 650 человек, то в 2003-м - уже более 900. Кстати, студентов в самом колледже более трех тысяч, и приблизительно тысяча проходит обучение на платной основе, остальные - на бюджетной.

Кроме этого, промышленно-гуманитарный колледж участвует в двух международных проектах - российско-ирландском и российско-финском. Первый направлен на переобучение взрослого населения.

- Мы даем возможность изменить свою компетенцию взрослому человеку, - рассказывает Людмила Ивановна. - В Ирландии 23 процента взрослого населения безграмотны или малограмотны, сказывается колониальное прошлое. И сейчас там обучают всех желающих независимо от возраста, бывает, что и 80-летние приходят. Однако задача не только в том, чтобы повысить уровень образования, но и просто занять население. Чтобы было меньше социальных взрывов, меньше преступности. На это правительство выделяет колоссальные суммы денег! К сожалению, у нас такого пока нет. Многие наши учебные заведения своими силами делают то, что должно делать государство. Я очень надеюсь, что настанет то время, когда и наше правительство возьмется за решение этой проблемы.

Второй проект, российско-финский, предусматривает социальное партнерство с различными предприятиями и обучение на рабочих местах. У колледжа 120 социальных партнеров! Это не только крупные заводы, но в основном предприятия среднего и малого бизнеса. Есть такие, куда на практику направляют всего по 2-3 студента. Со всеми партнерами заключены договоры, а на двух предприятиях созданы учебные отделы и организованы учебные цеха. То есть прямо на территории заводов работают аудитории, в которых читают лекции, а на практику ребята отправляются в цеха. Такая система действует на воронежском предприятии «Электросигнал» и на богучарском заводе «Юпитер». Богучар - это небольшой город в Воронежской области, там всего одно профучилище. Поэтому филиал колледжа оказался как нельзя кстати. Естественно, довольны родители (детям уезжать на учебу не надо), довольна и местная власть. Генеральный директор завода «Юпитер» Александр Борисов говорит, что предприятие буквально ожило после того, как здесь открыли учебный центр. Теперь на заводе существует филиал кафедры радиоэлектроники, работают ученические классы, стало красивее, чище, уютнее.

Воронеж