По мнению Андреаса Хиллерта, это прежде всего активные воодушевленные педагоги, которые в один прекрасный момент выгорают. Они начинают свою трудовую деятельность с большим задором, радуются новой работе, но позже им приходится признавать, что школьные будни выглядят совсем иначе, нежели они себе их представляли. «Многие из-за этого отчаиваются уже в первые годы», - говорит эксперт Андреас Хиллерт, который руководит в клинике Roseneck терапевтическим проектом «Agil». Он предназначен специально для помощи учителям, страдающим от синдрома выгорания.

Противоположную точку зрения высказывает Удо Рауин, профессор педагогики Университета имени Гете из Франкфурта. По его данным, пассивные учителя чаще, чем их активные коллеги, ощущают усталость на работе.

Другими словами, те, кто жалуется на непомерные нагрузки, наверное, никогда не «горели», считает Рауин. Поражает тот факт, что каждый четвертый первокурсник никогда не хотел стать учителем и рассматривает выбор своей профессии как «временное решение проблемы». Если бы появилась альтернатива, то половина из них незамедлительно бы ушли с педагогического факультета.

Кто прав, пока неясно, но для налогоплательщика отчетливо видны его расходы: каждый уходящий на пенсию раньше срока учитель обходится государству, по подсчетам Баварского союза, в 375000 евро.

Поэтому Рауин призывает срочно провести реформу выпускных экзаменов в университетах, чтобы лучше проводить разъяснительную работу с первокурсниками, дабы они еще раз критически обдумали свой выбор профессии.

Анне Катрин РАЙДЕР, редактор журнала «Фокус»