Миллионами, конечно, и не пахло, о чем всем известно. Грант составляет 100 тысяч рублей, но глаза велики не только у страха. У зависти тоже. Трудно выдержать неожиданную неприязнь коллег. И совсем уж в тупик поставило победительницу прохладное отношение руководства. Казалось бы, она принесла школе славу, признана профессионалом на российском уровне. Но при очередном распределении нагрузки вдруг именно ей не хватило часов. Директор спокойно объяснила, что надо дать заработать другим, хотя особой заботливостью к подчиненным раньше не отличалась.

Многие рассматривают зависть как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности. А. Шопенгауэр, например, утверждал, что зависть естественна и свойственна человеку, и хотя она, безусловно, порок, но вместе с тем - несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению - как сильно они скучают». Поэтому, по мнению Шопенгауэра, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Зависть окружающих пережить тяжело, если не помнить, что завистник страдает - от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит, я хуже его. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства. На мой взгляд, завистник - несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от отсутствия чувства собственного достоинства.

К сожалению, напряженный ритм жизни часто ведет педагогов к неумению обретать психическое равновесие. По степени напряженности нагрузка учителя намного больше, чем у руководителя промышленного предприятия. Но никто систематически не учит учителей выдержке, самообладанию, умению сохранять профессиональную форму. Грустно, но никого особенно не волнует низкий статус педагогической профессии, финансовые трудности, материальное положение. А ведь именно в профессиональной деятельности - главный источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал. Достаточно большое количество педагогов испытывает неудовлетворенность своей деятельностью, в которой нередко преобладают негативные эмоции, накапливаются раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость.

Напряженность вполне можно было предусмотреть. Более того - даже избежать. Не могу осудить завидующих. Если бы их денежные потребности были более-менее удовлетворены, пожалуй, не возникло бы столь острых ситуаций. Если бы гранты сочетались с общим подъемом заработной платы, интерес к получателям премий легче бы переместился в творческую плоскость, а не материальную.

Но и при таких неблагоприятных условиях, вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать силы на зависть, люди могли бы постараться самостоятельно получить то, чем желают владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следует обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный «совершенствами» человека, вызывающего его зависть. Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах - вот способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же.

Победа над завистью требует победы над собой - и от завистника, и от того, кому завидуют. Человек, добившийся успеха, легко может впасть в «звездность». Особенно молодой. Пренебрежение коллегами - не лучший стиль поведения. Вас оценят, если вы проявляете неподдельный интерес к другим людям. Поэтому будьте внимательны к чужому «Я». Одна из главных задач - помочь людям, которые вам завидуют, почувствовать свое значение. Допуская в общении высокомерный тон, грубость, заносчивость, иронизируя, оскорбляя, угрожая, читая нравоучения, высказывая незаслуженные обвинения, вы лишь дискредитируете себя. Лучше разговаривайте со старшими коллегами - с удивлением обнаружите, что у каждого есть чему поучиться! По крайней мере, терпимости.

Формирование чувства собственного достоинства, самоутверждения личности связано с проблемой таланта. Повторяя, что талантливы все дети, взрослые почему-то не примеряют этот постулат на себя. Многие оправдывают свое нежелание развиваться именно отсутствием таланта. Говоришь «Я бездарность» и таким образом перекладываешь ответственность за талантливость или бесталанность то ли на Бога, то ли на природу. На самом же деле талант можно понимать по-разному. Если как развитую способность к той или иной деятельности, то понятно, что «это может каждый», кто хочет и умеет трудиться. Ведь способности - умения, которым можно научиться, а талантливыми становятся в процессе научения, овладения теми или иными способами достижения тех или иных целей. Талант осмысливает жизнь: наполняет ее смыслом, делает, собственно, жизнью - в отличие от прозябания, бессмысленного, бесцельного существования. А смысл жизни человека в том, чтобы состояться человеком. То есть научиться по-человечески - нравственно, ответственно - относиться и к самому себе, и к другим.

Так есть ли смысл тратить свой талант, зачатки которого, несомненно, есть у каждого, на такое непродуктивное чувство, как зависть? Может быть, лучше на творчество? Давно замечено, что в коллективах, где на первом месте труд и творчество, умеют искренне радоваться успехам коллег. Творческая обстановка, поощряемая и направляемая должным образом, может стать «лекарством» от зависти. Ключом к ней служит поддержка руководителем инициатив и устремлений сотрудников. Как достичь того, чтобы творческое начало каждой личности было направлено на решение задач коллектива - об этом директору школы нужно думать постоянно. Атмосфера в коллективе зависит прежде всего от него. Главная задача директора - взять на себя персональную ответственность за организационную работу, направленную на развитие новаторского климата. Хотя подчиненные могут и сами поощрять творчество друг друга, они не будут осуществлять такую поддержку постоянно, если не поверят, что их руководитель последовательно поддерживает творческую линию поведения. Создайте атмосферу откровенности и взаимодействия. Освободитесь от традиционных схем управления - излишней властности и использования зависимости подчиненных. Учтите, что ваши усилия, направленные на достижение перемен, встретят инерцию и сопротивление. Постоянно и терпеливо демонстрируйте, что творческая обстановка в коллективе являются вашим управленческим кредо. Не сразу, но постепенно почувствуете, что сопротивление переменам значительно ослабнет. Учитывайте индивидуальные различия, давайте глубокую оценку уникальным чертам характера каждой личности, ее сильным и слабым сторонам. По отношению к каждому учителю определите и используйте те мотивы, которые наиболее полно соответствуют его стремлениям и желаниям. Делайте все возможное, чтобы стимулировать в ваших подчиненных ответственность и самостоятельность. Незрелость поведения возникает тогда, когда люди чувствуют, что окружающая обстановка находится вне их контроля полностью или частично, а от них самих ждут соглашательства, пассивности и подчинения и поощряют тех, кто ничего не спрашивает. Обеспечивайте людей стимулирующей работой, которая вызывает чувство персонального и профессионального роста. Допускайте разнообразие индивидуальных стилей работы. Не позволяйте себе подавлять тех, чьи методы работы отличаются от ваших. Активно поощряйте людей, обладающих творческим талантом и способностями. Дайте своим подчиненным полный простор в игре воображения и поощряйте откровенность. Приучайте себя и других реагировать на предлагаемую идею не отрицательно, а положительно. Создавайте более благоприятствующие условия, приводящие к снижению конкуренции, к преобладанию взаимного доверия.

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, педагог-психолог управления образования, Таврический район, Омская область