- Да, - говорит Валерий Иванович, - такой случай был. У нас есть замечательная базовая Верхнеспасская школа, а километрах в трех-четырех от нее была девятилетняя Алексеевская. Пока в селе работали колхоз и животноводческий комплекс, была и работа, и люди жили хорошо. Но сейчас там ничего этого нет, и сельчане начали уезжать. Соответственно детей стало меньше, осталось учеников двадцать. Поэтому мы Алексеевскую школу перевели в статус начальной и сделали филиалом Верхнеспасской, на которую как на базовую в рамках КПМО было выделено 2,5 миллиона рублей. Она в очень хорошем состоянии, прекрасно оборудована: новый компьютерный класс, интерактивная доска, современные кабинеты. А родители алексеевских детишек, увидев все это, сказали: мы тоже хотим, чтобы наши дети с первого класса учились в базовой школе. Вот так! Даже жаловались на меня: Минаев нас специально в Алексеевской сдерживает! Но Алексеевскую школу жалко закрывать! Она тоже в хорошем состоянии...

Это наглядная иллюстрация к тому, насколько индивидуально и бережливо надо подходить к судьбе каждой школы и села. Валерий Иванович обо всех изменениях, которые сегодня происходят в школах района, говорит открыто:

- Считаю необходимым эффективно использовать все ресурсы - кадровые, материально-технические. А то ведь как говорят: школьный автобус пустили, школу закрыли... Но это не так. Никто не закроет школу, если дети есть.

А если нет? Если их с каждым годом становится ровно на одну школу меньше? Причем на хорошую сельскую школу человек в 200. Примерно на столько в последнее время ежегодно сокращалась численность учеников в Рассказовском районе. Поэтому школы укрупняют: базовая одиннадцатилетняя - самая-самая, а вокруг нее начальные и девятилетние на правах филиалов.

Вопрос, как безболезненно проводить оптимизацию, самый сложный на сегодня. Идею распределения сельских школ по принципу «базовая - филиалы» поддерживают многие, но далеко не везде она реализуется. Что будет после оптимизации: останется ли школа юридическим лицом, изменится ли ее статус, где будут работать педагоги, сохранится ли здание? За каждым из этих вопросов - судьбы людей и будущее села, и в каждом случае свое решение.

В Рассказовском районе оптимизацию провели, но школы при этом не закрывали, а искали возможность для их развития. Например, Котовская пока сохраняет статус девятилетней, но уже стала филиалом той же Верхнеспасской. Подоскляевская была основной, а стала филиалом Нижнеспасской с сохранением только начальных и пятых-шестых классов. Старших возят в базовую. Но здание Подоскляевской школы в отличном состоянии: тепло, светло, газ есть, санузел в помещении. Далеко не каждая сельская школа может похвастаться такими условиями. И конечно, жалко, если вся эта роскошь не будет использоваться. Поэтому решено было на базе школы открыть группу кратковременного пребывания.

Родители, говорит Валерий Иванович, за три-четыре года сильно изменились. Раньше детей в садик вести не хотели, а сейчас, наоборот, все понимают, что ребенка надо обязательно готовить к школе. На сегодняшний день в районе на базе десяти школ открыты группы кратковременного пребывания.

Второй вариант - открывать не просто группу кратковременного пребывания, а детский сад полностью. Так сделали в поселке 2-я Пятилетка. Там больница закрылась, а здание осталось. Его подремонтировали, закупили мебель, технологическое оборудование, и соседняя школа уже взяла над ним шефство.

- Здание бывшей больницы находится рядом с Озерской школой, - рассказывает Валерий Иванович. - Ее директор Елена Вячеславовна Косарева - человек инициативный, у нас вообще все директора очень и очень хорошие! Так вот, Елена Вячеславовна пришла ко мне и говорит: как выживать будем? Детей мало. И предложила открыть детский садик. А там ситуация такая: в школе 125 детей, а дошкольников в селе 38. Глава нашей районной администрации Владимир Ильич Резник предложение поддержал, мы съездили в область, получили одобрение начальника управления образования Наталии Георгиевны Астафьевой, и все - работа закипела. Сегодня там отличный детский сад! Уже получили дополнение к школьной лицензии, в котором написано, что Озерская школа теперь имеет право на реализацию программы дошкольного образования.

В Липовке другой пример. Там двухэтажное здание, в котором осталось 30 детей. Была средняя школа, теперь основная, и оттуда на школьном автобусе мы возим детей в Верхнеспасскую школу. Есть в селе детский сад - отдельно стоящее здание, который посещают 25 ребятишек. И мы хотим садик перенести в школу.

- А что будет со зданием детского сада?

- Пустовать не будет. Его можно или под жилье отдать, или оставить в социальной сфере. Главная идея - сохранить школу и номинально сад. В некоторых случаях без интеграции нам не обойтись, если мы ее проводить не будем, то произойдет распыление средств. Поэтому мы используем еще один путь для сохранения и развития сельских школ - создание социокультурных комплексов. Пример - школа в селе Дмитриевщина, директор Евгений Петрович Черников. Трехэтажное школьное здание рассчитано на 649 мест, а учатся там сегодня всего 125 детей. И хотя школе 40 лет, она в очень хорошем состоянии. На смотре пришкольных участков получили диплом всероссийского уровня!

Для исполнения этого плана первым делом потребовался проект. Стоимость проектно-сметной документации - 700 тысяч рублей, деньги были выделены из муниципального бюджета. Мало того, еще на 600 тысяч отремонтировали кровлю здания, а это тоже районные деньги. И глава Рассказовского района, и его помощники хорошо понимают: если муниципалитет сегодня не будет вкладывать свои средства, то и на помощь области рассчитывать не придется. Пришедший с самого «верха» принцип долевого участия себя оправдывает. С одной стороны, в районе принимаются все меры к тому, чтобы ежегодно хотя бы по миллиону муниципальных средств вкладывать в реализацию комплексного проекта модернизации образования, а с другой - шесть школ, участвовавших в КПМО, уже получили каждая от 400 тысяч до трех миллионов рублей на оборудование и ремонт (в том числе и Дмитриевщинская).

- У нас нет школ, - продолжает Валерий Иванович, - которые топились бы твердым или жидким топливом, все газифицированы. Мы полностью переделали отопление, и газификация каждого образовательного учреждения обошлась району в среднем в 300-400, а то и 500-600 тысяч рублей.

Многие школы сами стараются заработать. Например, в Рассказовской, где обучаются 122 ребенка, умудряются не только обрабатывать землю и выращивать овощи для школьной столовой, но и содержать собственное подсобное хозяйство. Директор школы Геннадий Викторович Арестов считает, что сельская школа должна воспитывать конкурентоспособного ученика, то есть такого, который не только качественно усваивает учебный материал, но и умеет трудиться на земле. И любит свою землю. В рамках КПМО этой школе было выделено 2,5 миллиона рублей. В эту школу ребята съезжаются из трех сел.

- От руководителя образовательного учреждения многое зависит, - продолжает Валерий Минаев. - За ним идут и педколлектив, и дети, и родители - все село, а то и не одно. И этот треугольник должен жить во взаимопонимании. Тогда и школа будет развиваться. У нас во всех средних школах созданы управляющие советы, а в остальных действуют советы школ. Также в районе создан общественный совет по развитию образования. Люди сами видят преимущества базовых школ, и у родителей появляется желание отдать своего ребенка именно туда.

- Валерий Иванович, но если школа становится филиалом базовой, она теряет юридическую самостоятельность...

- Да. И у нас за три года произошло сокращение числа юридических лиц на 21,6 процента именно за счет школ.

- А что происходит с директором и педколлективом школы, когда она становится филиалом?

- Директор остается руководителем филиала. Конечно, функциональные обязанности меняются, но не намного. Если раньше он имел прямое подчинение перед районом, то теперь подчиняется директору базовой школы. Мы понимаем: оптимизация - процесс сложный, с людьми надо очень много работать. И мы работаем. Прежде всего мы выезжаем на место, собираем коллектив, ведем разъяснительную работу.

Пока жалоб нет.

А насчет зарплаты ситуация такая. Если бы все это происходило по ЕТС, то директор обязательно терял бы в зарплате, и вместо 13-го разряда как руководитель получал бы по 12-му. Но сейчас, при новой системе оплаты труда, он практически ничего не теряет. Еще момент. Когда мы из школы уводим среднее звено, нагрузка на учителей уменьшается. Что делать? Открываем группы кратковременного пребывания, кого-то из учителей переводим в статус воспитателя, кто-то на пенсию уходит - обязательно с почетом. Одним словом, ищем варианты.

Татьяна МАСЛИКОВА, Рассказовский район, Тамбовская область

Мнение

Наталья БУНИЧЕВА, начальник Управления образования и социально-правовой защиты детства Советского района Нижнего Новгорода:

- Именно «Учительская газета» подсказала нам одну из идей при проведении приоритетного национального проекта «Образование». В «УГ» часто публикуются рассказы о лучших, инновационных школах. Также периодически на страницах появляются и мастер-классы педагогов - победителей нацпроекта. Мы решили это объединить и показывать успешный опыт работы и самой школы, и ее учителей одновременно. Дело в том, что в 2006 году в нашем районе было больше всего школ - участников и победителей и больше всего учителей - обладателей грантов - Президентского и Губернаторского. Для того чтобы распространить опыт и активизировать школы и педагогов, в районе была запланирована с 1 сентября на целый год серия обучающих семинаров. Учеба проходила в шести школах-победителях совместно для администрации и учителей тех школ, которые изъявили желание участвовать в следующем конкурсе. Для директоров и завучей каждая из школ представляла программу развития, по которой она получила миллион рублей, и параллельно учителя этой же школы, ставшие победителями нацпроекта, давали мастер-классы и делились своим опытом с коллегами. Такой опыт проведения обучающих семинаров оказался очень продуктивным. На конкурс в 2007 году у нас в районе вышло десять школ, из которых семь стали «миллионерами», а из 62 педагогов 20 получили Президентский грант и 16 - Губернаторский в 20 тысяч.

Публикации «Учительской газеты», которая обращает внимание на привлечение молодых специалистов в школу, подвигли нас на проведение конкурса профессионального мастерства. Ведь есть конкурс «Учитель года», так почему же не провести такой среди молодых специалистов, которые работают в школе недавно? В этом году мы сделали такой уникальный конкурс в нашем районе. Уникальный, потому что в регионе мы стали первыми. Ни в Нижнем Новгороде, ни в области аналогов такой форме поддержки начинающих учителей нет.

Так что могу посоветовать коллегам: хотите придумать что-нибудь новое и интересное, читайте «УГ»!