ак школа-новостройка мы начали работать в 1988 году. Несмотря на то что 1988 - 1989 учебный год выдался непростым, это было время новых шагов, новых интересов, и у нас все еще было впереди. Тогда как раз начали появляться школы с различными направлениями. Все искали себя, и нужно было определиться, в каком поле работать. Я сама - учитель математики, и, естественно, очень хотелось, чтобы наша школа стала физико-математической. На тот момент в ней обучались 1386 детей. Мы провели опрос детей и родителей, чтобы узнать, кто собирается связать свою жизнь с углубленным изучением математики, и оказалось, что, увы, набралось всего порядка трехсот человек. Получалось, что тысяча ребят оставалась не у дел. Понятно, что ни о какой физико-математической школе речи уже не шло. Тогда с представителями комитета комсомола, с учителями мы произвели «мозговой штурм», думая, какое направление выбрать школе. Конечно, не последнюю роль сыграло то, что в нашем городе находится Ленинградская атомная станция, а также то, что проблемы экологии поднимались во всем мире тогда очень серьезно. Поэтому мы решили, что идеей, которой можно объединить всех, станет идея экологического образования. В научной среде мы нашли единомышленников и в 1993 году объявили о создании школы экологической направленности, причем сразу же приступили к эксперименту «Внедрение экологического образования в систему общеобразовательной школы». И здесь встал вопрос, каким образом, через предметы или через внеклассную работу, идею экологического сознания донести до ребят? В то время уже был опыт работы по экологическому направлению двух областных школ. Одна из них занималась экологией только через воспитательную работу, другая занималась экологическими проблемами через специальные курсы. Однако мы пошли по третьему пути. То есть решили, что если вся школа в эксперименте, то нужно запустить все сразу и одновременно. Через все общеобразовательные предметы мы попытались привнести экологические знания в головы наших детей.

- Нина Ивановна, как откликнулись на это учителя?

- С ними было труднее всего. Помимо того, что учитель - предметник, чаще всего он еще и классный руководитель, и для того чтобы заниматься экологией серьезно, времени не хватает. Мы убедились, что экологической нитью можно прошить все учебные предметы, и сделать это доступно, но, конечно, для учителя такая работа хлопотна. Этому нужно учить изначально, давая целевую установку: экология и здоровье - вот два кита, на которых должен держаться предмет.

Помимо охвата общеобразовательных предметов мы ввели специальный предмет - «Экологию» сначала с 5-го по 11-й класс как отдельный предмет, а позже со 2-го по 11-й класс.

Третий путь, по которому мы пошли, - это внеклассная работа (факультативы, кружки, детская экологическая организация «Экоша», которая работает вот уже 13 лет, научное общество учащихся с 6-го по 11-й класс).

Такая работа велась пять лет. В 2000 году мы стали базовой школой в Ленинградской области по экологическому образованию.

- Нина Ивановна, я знаю, что на базе вашей школы была разработана и апробирована программа «Здоровье», а с 2002 года школа работает в режиме эксперимента по созданию «Центра содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса». Расскажите, пожалуйста, об этом.

- Еще в 1997 году данные санитарного и экологического паспортов школы, результаты исследовательских работ членов научного общества учащихся заставили обратить внимание на состояние здоровья участников образовательного процесса. Треть детей была абсолютно больной. Проанализировав данные прошлых лет, мы увидели, что количество здоровых детей сокращается, и решили, что будем продолжать экологическое направление, сделав упор на экологию человека. Таким образом, мы начали углубленно работать по этому направлению и в 2000 году создали программу «Здоровье», активно погружая в эту программу учителей и особенно родителей. Что отрадно, родители поддержали нас сразу. Понимание мы встретили и среди ребят. Два года мы поработали по программе «Здоровье», наладили контакт с медиками в 38-й Центральной медико-санитарной части. А с 2002 года мы стали работать в экологическом направлении с упором на экологию человека, создавая «Центр содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса». Таким образом, с 2002 года у нас открыты классы охраны зрения с 1-го по 8-й класс, где учащиеся наблюдаются врачом-офтальмологом и где проводятся занятия по коррекции зрения в специально оборудованном кабинете с использованием компьютерных программ. Для ребят 1-10-х классов проводятся специальные уроки «Здоровье», где дети изучают свой организм, причины распространенных заболеваний, учатся правильно дышать, изучают основы здорового образа жизни. Детей, имеющих заболевания, организуют в специальные медицинские группы для занятий ЛФК.

- И как повлиял эксперимент на рост показателей успеваемости и здоровья?

- Что касается показателей качества обучения, то, конечно, мы не можем соперничать в этом отношении со школами с углубленным изучением какого-либо предмета или с гимназиями и лицеями, и если брать количество медалистов и количество хорошистов, то, безусловно, отстаем от названных учреждений. Однако если посмотреть динамику, то в 2003 - 2004 годах у нас 29 процентов качества знаний, а сейчас 32-34 процента детей, обучающихся на «четыре» и «пять». Если говорить об успеваемости, то в далекие годы в нашей школе было и 39 второгодников, и 17 второгодников, а в прошлом году не было ни одного, в этом году - 2 человека. Поэтому рост показателей есть, и мы этим гордимся.

Четыре года подряд школа не выходит на карантин во время эпидемий, вызванных простудными и инфекционными заболеваниями. Уменьшается число учащихся с нарушением осанки (4 процента по сравнению с 15 процентами в 2002 году).

- Нина Ивановна, вы можете назвать свою школу самой здоровой?

- Нет. Объясню почему. В прошлом году мы набрали три первых класса. На все эти три класса - четыре здоровых ребенка! И основная патология сегодня - психоневрологическая, с которой дети приходят из детсада.

- Вечные вопросы: кто виноват и что делать?

- Мне кажется, можно что-то изменить, если ввести цензуру, не допустить пагубного влияния СМИ на детей. Сегодня на ребенка обрушивается поток негативной информации. Во всех сериалах, фильмах отрицательные герои обаятельны. Остается надеяться только на благотворное влияние семьи. Но чаще всего родители заняты зарабатыванием денег, и дети предоставлены самим себе.

- И школа опять-таки вынуждена брать на себя заботу о здоровье ребенка вместо родителя?

- Мы должны это делать не вместо, а вместе. Родители должны воспитывать, а школа помогать в воспитании, рекомендовать, корректировать, особенно если есть в ней грамотный психолог, социальный педагог.

- Вы вышли из режима эксперимента, что дальше?

Мы готовы свой опыт транслировать. Мы знаем, как любой урок сделать здоровьесберегающим. Он может быть таким, если методически грамотно продуман, если учитель на нем полноценно выполняет учебную программу, формируя у ребят интерес к своему предмету, устанавливает с ними партнерские отношения, предотвращает возникновение дискомфортных состояний. Ну и, конечно, нужно максимально использовать индивидуальные особенности учеников для повышения результативности их обучения, применять активные формы обучения и строить урок в соответствии с требованиями СанПиНа.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Сосновый Бор, Ленинградская область

Информация к размышлению

40 процентов людей в мире умирают из-за загрязнения окружающей среды - воды, почвы и воздуха. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек, при этом 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду. Загрязнения воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, заболевания органов дыхания, нарушения иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.