Пути могут быть разные. В гимназии №1504 нашли свой способ. Собрали родителей и предложили: «поживите» у нас в школе целый учебный день. И родители охотно согласились. Так и учителя, и родители решили попробовать найти взаимопонимание, взаимодоверие друг к другу. Педагоги озабочены тем, что дети и родители мало времени проводят вместе. Ребята после уроков и занятий в кружках, секциях чаще всего бывают предоставлены самим себе. Нередко и между отцами и детьми тоже нет взаимопонимания.

«Живя» в школе, родители наблюдали своих детей на уроках, переменах, в трапезной. Для них особенно важно было узнать, как кормят ребенка? На этот вопрос мамы теперь могут ответить: хорошо, здесь очень вкусно готовят. Но родители заметили и другое. Часть учеников не умеют вести себя за столом, не моют руки перед едой. Были и такие, кто прямо в обуви вставал на стулья или забирался на диван.

Делясь своими впечатлениями, родители заметили, что очень многое зависит от родителей, от домашнего воспитания ребенка. Некоторым мамам стало стыдно, когда они со стороны увидели, как дети ведут себя в столовой, на перемене и даже на уроке.

В свою очередь и у родителей были свои замечания, свои предложения школе. Они, в частности, попросили продлить время перемены, чтобы ребята могли, не торопясь, пообедать, и администрация согласилась. Совместно было решено привлечь учеников к регулярным генеральным уборкам, и тогда они меньше будут сорить и пачкать. Так был сделан первый шаг навстречу друг к другу.

Директор гимназии Надежда Андреевна Шарай познакомила родителей с теми программами, которые помогут ученикам получать знания на уровне сегодняшних требований. Среди них есть программа интеллекта. Это обеспечение индивидуальной образовательной парадигмы, того направления, которое будет способствовать становлению личности каждого ученика. Для части учеников разработан индивидуальный маршрут по стране знаний.

Как же происходит формирование детско-взрослой образовательной общности? Об этом шла речь на общегимназической конференции «Гимназия и семья».

От диалога о партнерстве к сотрудничеству

На конференции выступила председатель родительского комитета 6-го «Б» класса Татьяна Кислова. Она сказала, что предложение «пожить» один день в гимназии показалась ей интересным с самого начала. К сожалению, из-за недостатка времени это сделать удалось лишь немногим. Они много нового узнали о своих собственных детях. Перед родителями они открылись с другой стороны, потому что дома ребята часто ведут себя иначе.

Было приятно увидеть, что школа прекрасно оснащена технически, что большинство школьников охотно идут на занятия. Родители воочию убедились, что многие педагоги - настоящие профессионалы в своем деле, у них широкий кругозор и современный взгляд на жизнь. Словом, все есть для того, чтобы дети получали современное образование.

Татьяна Петровна предложила всем родителям регулярно приходить в школу, чтобы вовремя и сообща с педагогами исправлять недостатки домашнего воспитания. Если каждый родитель будет активнее участвовать в жизни школы, то ребенок обязательно будет гордиться тем, что его папа и мама живут школьными интересами и заботами. У него появится желание лучше учиться, хорошо вести себя, не огорчать родителей и педагогов. Совместное участие родителей в больших и малых делах гимназии поможет растить детей такими, какими мы хотим их видеть.

Школа будущего

Какой представляют гимназии в будущем сегодняшние ученики? Об этом рассказал ученик 11-го класса Александр Осипов.

- Школа будущего должна не только идти в ногу со временем, но и опережать его. Она вберет в себя весь передовой опыт воспитания личности, самые современные технологии. Однако сегодня школьное образование далеко от тех требований, которые к ней предъявляются. Лишь российская модель гимназий и лицеев находится сегодня на высоком уровне, потому что, скажем, гимназия - это исторически сложившаяся форма образования.

Гимназия №1504 находится на пути к реализации проекта «Школа будущего». Вторая задача гимназии - формировать личность, способную найти свое место в непонятном и опасном мире взрослых. Гимназия готовит человека общительного, готового принимать ответственные решения в стрессовых ситуациях и широко образованного.

Ежегодно старшеклассники гимназии готовят свои исследовательские работы, которые затем защищают не только перед учителями, но и перед учениками. Многие проекты, эссе заслуживают очень высокой оценки. Они посылаются на международные конкурсы, где удостаиваются призовых мест.

Гимназисты соревнуются со школьниками Москвы и других городов России и часто побеждают, что свидетельствует о высоком качестве образования. В гимназии достаточно широкий спектр предметов: от философии до географии и москвоведения. Работы, которые делают сами ученики, не только помогают им сформироваться как личности, но и готовят к длительной студенческой учебе, которая включает в себя напряженный режим, широкую проектную деятельность, участие в научной работе.

Воспитательная модель в гимназии ориентирована на получение социального опыта, самореализацию в творчестве, поиски взаимоотношений со сверстниками.

Психолог гимназии Елена Плотникова подняла важную проблему: конфликты взрослых и детей, их причины и пути преодоления. Она продемонстрировала результаты анализа конфликтов, возникающих между учениками, между учениками и родителями, между учениками и учителями. На анкеты отвечали более 150 человек.

С кем чаще всего появляются конфликты у подростков? 40% ребят считают, что чаще всего они возникают между одноклассниками, 20% - с родителями, 12% - с родственниками (сестрами, братьями, бабушками, дедушками) и только 2% - с учителями.

Каковы причины конфликтов? С родителями ученики ссорятся в основном из-за оценок. 16% родителей уверены, что низкие оценки и нежелание учиться приводят к большинству конфликтов. 30% подростков жалуются на непонимание со стороны родителей. 21% родителей не находят понимание у своих детей. Не бывает конфликтов у 16% подростков и у 17% родителей.

Причиной конфликтов учеников с учителями прежде всего считают учебу, невыполнение домашних заданий. У 38% подростков не бывает конфликта с учителями.

Как ведут себя подростки и родители в конфликтных ситуациях? Для многих учащихся характерно избежание конфликта, уход от конфликта. Часть ребят готова отстаивать свою точку зрения.

Родители во многих случаях считают, что только они правы и дети должны к ним прислушиваться. 6% родителей готовы обсуждать обстоятельства конфликта. 5% ищут компромисс через терпение и ласку.

С учителями подростки чаще всего избегают конфликта или принимают точку зрения педагога. 22% ребят готовы отстаивать свою точку зрения.

В ответе на вопрос, можно ли избежать конфликта, наиболее оптимистичными оказались родители. А самыми скептичными - учителя.

Мир и взаимопонимание в семье

Что испытывают дети, возвращаясь из школы домой? Радость, что тебя ждут? Или боязнь, как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала? Что держит на плаву семейную крепость, что не позволяет ей рухнуть в нашем сложном и неуютном мире?

На эту тему рассуждал заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление развитием образовательных систем» Московского института открытого образования Виктор Магомедов.

В гимназии была исследована проблема взаимодействия ребенка с семьей. Фразу «Мне хорошо, когда мои родители...» девятиклассники продолжили так:

...вместе и счастливы друг с другом;

...здоровы и рядом со мной;

...улыбаются и радуются жизни;

...меня понимают, когда ко мне доброжелательны и когда во мне уверены;

...когда хорошо моей семье, тогда хорошо и мне.

Тезис «Мне хорошо, когда мои родители...» они закончили так:

...когда они на работе, в отпуске или в командировке;

...когда они не достают меня по пустякам, не трогают меня, не заставляют убираться и не входят в мою комнату (это мое личное пространство).

Что самое трудное для подростка в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаичный быт, ссоры, конфликты. Особенно бурлит жизнь в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. И что тогда больше всего их раздражает «в поколении отцов»?

...Когда старшее поколение даже не пытается понять младшее;

...когда они свою точку зрения (не все) считают правильной и единственной;

...когда они пытаются воплотить в нас те мечты, которые сами не смогли реализовать в молодости;

...когда они наставляют, как нам жить, а сами бросают своих жен и детей, пьют и живут вчерашним днем;

...когда они не понимают, что их дети не Лермонтовы и Моцарты, а что у каждого из нас может быть свой, пусть не выдающийся, но собственный путь в жизнь.

Трудный возраст. Как с ним справиться? Есть ли лекарство от семейных неурядиц? Есть! И это «лекарство» предлагают те же 90% опрошенных подростков:

...не поддаваться эмоциям и почаще вспоминать свое детство;

...не отнимать у нас право на ошибку;

...уметь прощать наши ошибки;

...относиться к нам, как к равным, и принимать нас такими, какие мы есть;

...быть терпимыми, идти на уступки и уметь налаживать с нами взаимоотношения;

...не воспринимать пустяки, как глобальные проблемы;

...доверять нам хоть чуть-чуть и искать выход из проблемы вместе;

...быть терпимыми, идти на компромисс, думать перед тем, как что-нибудь сделать или сказать.

«Мой дом - моя крепость» - гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Дом - это семья, где царят доверительность, искренняя душевность, бескорыстие, справедливость, самопожертвование и преданность.

Семья, дом - это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это спасательный круг, который помогает нашим детям не потонуть, а причалить к спокойной и надежной гавани, где их ждут уют, радость, душевный покой.

Характерны указания подростков на то, что именно семья играет большую роль в формировании и становлении их собственной гражданской позиции и позитивной социализации, и принципиальное значение для формирования этих качеств имеют:

1) опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;

2) опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой);

3) опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

4) опыт общения и ролевого взаимодействия;

5) опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа ее результатов и ряд других, более частных видов личного опыта.

Ребятам предложили написать волшебное письмо, которое изменило бы стиль их взаимоотношений с родителями.

«Мама! Я любила бы тебя больше, если бы ты чаще обращалась ко мне за помощью, если бы не отдалялась так часто от меня, как папа, если бы ты была логична и более последовательна, если бы ты не кричала на меня без причины, уважала и любила моих друзей, если бы ты больше разговаривала со мной по душам, если бы ты умела выслушать меня, не срывая на мне свою злобу. Больше времени уделяла бы мне. Если бы ты интересовалась моими увлечениями и уважала мои занятия. Если бы отказалась от вредных привычек. Иной раз кажется, что сойду с ума от твоего крика, прекрати меня грызть, ограничивать во всем, я устала жить в конфликтах с тобой».

На конференции прозвучал призыв: не торопитесь с оценкой поступка ребенка, лучше пробудите у него желание задуматься о том, что произошло, дайте ему возможность самому оценить свои действия.