- Наталия Владимировна, но зачем нужен образец для подражания?

- Когда ребенок рождается, ему все равно кто его окружает, мужчина или женщина. К трем годам он осознает себя как мальчик или девочка, но эта категория еще переменная. А вот к четырем годам ребенок уже сознает неизбежность половой принадлежности. Здесь, кстати, можно провести интересный эксперимент: задать ребенку вопрос, хотел бы он быть в другой ипостаси. Если, к примеру, девочка говорит, что хотела бы стать мальчиком (а мы не имеем в виду простое любопытство, когда хочется посмотреть на мир с другой позиции), то значит, ей некомфортно в своей ролевой позиции. Очень важно, чтобы ребенку нравилось быть мальчиком или девочкой. Ребенку необходимо сформировать ролевую позицию. Когда ребенок маленький, он может пробовать все способы поведения, может ударить, заплакать, съесть все сам, но он должен получать от взрослых адекватную обратную связь: что хорошо, а чего делать не надо. У девочек в плане ориентира на кого-то все более или менее благополучно: есть мама, воспитательница, учительница. У девочки много моделей, и она понимает, что женщины ведут себя по-разному. Мальчикам сложнее. В лучшем случае в семье есть папа. Хорошо, если в дом приходят мужчины-друзья. Мальчикам не хватает образцов, и они иногда до конца не могут прояснить, что такое мужское и немужское поведение. Поэтому очень важно в семье, где нет мужчин, хотя бы проговаривать это. Модельной подсказкой могут служить фильмы. Благодаря им можно понять, как разрешить тот или иной конфликт и компенсировать недостаток образца.

- Как же формируется сегодня будущий мужчина?

- Маленький ребенок отождествляет себя с тем, кто рядом, то есть с мамой. И поскольку мама - главный человек, то отношение к себе у него прежде всего женское. Таким образом, до 2-3 лет у ребенка женская идентификация. Но даже тогда, когда он осознает себя мальчиком, а образцов у него нет, то он, по сути, остается все еще в этой женской идентификации. К тому же от него требуют женского поведения. Мальчику хочется активности, инициативы, экспериментирования. Но это обществом пресекается. Возьмите простой пример - мальчик скачет, прыгает, а мама говорит: сядь, почитай книгу. Она ориентирована на свои потребности, не догадываясь о потребностях мальчика.

Почему еще очень важно понимать потребности ребенка? Возьмем подростковый возраст. В связи с гормональным созреванием ребенок ярко начинает проявлять гипермаскулинные черты: повышенную агрессивность, цинизм, объектное осуждение женщин. Это временный момент, он пройдет через несколько лет, но его необходимо пережить. И важно в этот момент мальчика не задавить. Если его все время останавливать, он так и останется в зависимой женской модели поведения. Через 2-3 года процесс пройдет, и ребенок нормально освоит мужскую роль. Если прямая пути искривится, то либо закрепится женская модель поведения, либо появится модель гипермаскулинная, когда мальчик будет нечувствительным, доминирующим, жестоким.

Как бы там ни было, но родительская модель является эталоном. Усваивается бессознательно и в дальнейшем автоматически будет воспроизводиться. Даже если в подростковом возрасте мы решаем, что так делать не будем, то, попадая в позицию родителя, начинаем автоматически выдавать знакомую модель поведения. Именно потому, что она знакома. Ведь если вы научились плавать каким-то стилем, то в момент, когда надо куда-то быстро доплыть, уже не будете раздумывать, каким стилем плыть. Автоматически включится модель, что была знакома. Каждый раз перед изменением модели нужно остановиться, подумать, осознать, попробовать включить другую модель. Это долгий и трудный процесс. Поэтому важно, какую модель родители демонстрируют детям. Некоторые, кстати, выбирают модель сокрытия конфликтов от ребенка. Зачем ему видеть ссоры? С одной стороны, родители правы, удаляя ребенка от эмоционального накала и тем более насилия. Однако ребенку все-таки необходимо видеть, как мама с папой решают конфликт. Что они делают, как договариваются. Это уже практический опыт ребенка.

Поскольку у мальчиков мало образцов, то часто они начинают себя вести, как мама. И на это следует негативная реакция. Что плачешь, как девочка, что боишься, как девочка? Мальчику для психического и физического здоровья нужно большое пространство. Однако воспитатели его хвалят за режимные моменты: послушность, умение вести себя тихо. В отсутствие образцов нужно помнить, что для мальчика важно, чтобы поддержали его безобразцовые маскулинные качества, где он был сильным, независимым, отстоял свое мнение, проявил находчивость, взял на себя ответственность. Важно поддержать его самооценку. Хвалить за ролевые достижения, за личностные качества.

- Наталия Владимировна, еще один сложный вопрос: проявление эмоций. Что характерно для мальчиков?

- У мальчиков и у девочек в маленьком возрасте эмоции одинаковы. Все одинаково плачут и смеются. Но культура говорит, что мы должны испытывать разные эмоции и проявлять их по-разному. Что можно проявлять мальчикам и что обществом поощряется? Какие эмоции им нельзя проявлять? Нельзя плакать, жаловаться, быть нежным, ласковым. Мальчик не может быть в слабой позиции: в страхе, слезах. Мальчикам можно и нужно выражать агрессию, активно выражать позитивные эмоции. Но посмотрим, чем платят мужчины за это соответствие стереотипам. Они меньше живут, потому что не могут жаловаться, тем самым снимая напряжение. Они много болеют. Да, мужчина может выдержать нагрузку большую, чем женщина, но необходим механизм снятия напряжения. Вот почему именно мужчины подвержены возникновению разного рода химических зависимостей - так они расслабляются. К чему приводит стереотип, что мужчина не может быть слабым? К тому, что если на него нападают 3-5 человек, то он принимает вызов, когда логичнее было бы убежать. И, увы, в результате часто гибнет. Как помочь мальчикам в этой ситуации? Нужно помогать определять им, что есть места, где проявлять свои эмоции - это органично и естественно, и есть места, где этого делать не надо.

- Ребенок ориентируется на образцы своего поведения и поведения противоположного пола. Но общество меняется...

- Безусловно, раньше было понятно, что должен делать мужчина, что - женщина. Эта жесткая модель создавала прогноз, но не учитывала личные потребности. Современная модель - модель партнерских взаимоотношений. Когда два партнера строят индивидуально свои отношения. Преимущества этой модели в возможности творчества, согласования, а трудность в том, что она требует труда и отказа от своих ожиданий, стереотипов. В чем будет трудность у детей, что рождаются сейчас? В современном обществе нет моделей. Есть остатки традиционной модели, как должны вести себя мужчина и женщина, и есть частичное привнесение новой партнерской модели. То есть в современном обществе существует несогласование моделей, и ребенка важно готовить к этому. Он придет в общество, где у всех разные представления о семейных взаимоотношениях.

Санкт-Петербург