Что касается сферы высшего образования, то благодаря мероприятиям нацпроекта удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. Все они поддержаны и востребованы представителями реального сектора экономики. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям - от новых технологий до авиастроения. В рамках нацпроекта идет становление Сибирского и Южного федеральных университетов, которые обеспечат эффективное развитие научно-образовательного потенциала этих стратегических территорией и их включение в решение задач комплексного инновационного регионального развития. Формирование и выделение на конкурсной основе центров качественного образования помогает устранить псевдообразование при активном участии передового профессионального сообщества в контроле и оценке качества, которое сегодня стало значимым.

В ходе разработки образовательной структуры многих федеральных университетов, а также реализации инновационных программ 57 вузов - победителей нацпроекта, получила развитие подготовка магистров для науки и наукоемких технологий. Практика победителей показала, что такие программы эффективно реализуются в условиях тесной интеграции образования, науки и производства. Лидером в направлении подготовки магистратов стал Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, в котором реализуется более 50 инновационных магистерских программ, разработанных вместе с крупнейшими отечественными фирмами и Российской академией наук.

В феврале 2008 года Правительство РФ приняло новое Типовое положение о вузе, подготовлены и в ближайшее время будут утверждены проекты Типовых положений об учреждениях начального и среднего профессионального образования. Законодательные и нормативные изменения подкреплены соответствующим изменением финансирования системы образования как в части увеличения объема финансирования, так и в обновлении механизма финансирования.

На среднесрочную перспективу мы ставим перед собой задачу модернизации системы профессионального образования таким образом, чтобы она, с одной стороны, давала опережающий ответ на стратегические вызовы времени, работала на потребности не только сегодняшней, но и завтрашней экономики. А с другой стороны, чтобы она быстро и гибко реагировала на динамичные изменения актуальных потребностей производства в новых квалифицированных работниках. Для решения этой задачи мы планируем, во-первых, обеспечить дальнейшее расширение участия работодателей в создании стандартов, в формировании перечней подготовки, в контроле и оценке образовательных программ, сертификации и квалификации специалистов. Во-вторых, мы будем добиваться усиления налоговых стимулов инвестирования в непрерывное образование, как для предприятий, так и для граждан, желающих освоить новые квалификации. В частности, мы предлагаем исключить из налогов средства, направляемые предприятиями не только на повышение квалификации работников (что делается уже сегодня), но и на профессиональную подготовку, на обучение кадров. Это позволит нам усилить целевую подготовку кадров для бизнеса, для предприятий. Мы также предлагаем в два раза увеличить размер социального налогового вычета из расходов на обучение. Сегодня это составляет не более 50 тысяч рублей в год, что уже существенно ниже реальной стоимости образовательных услуг. Развивая инфраструктуру профессионального образования, мы продолжим на конкурсной основе формировать сеть крупных научно-образовательных комплексов мирового уровня - федеральных университетов, обеспечивающих решение стратегических задач комплексного инновационного развития. Одновременно мы начали проектирование отраслевых федеральных университетов, когда обеспечивается инновационное развитие стратегических отраслей экономики, например, Технологический университет на базе Института стали и сплавов. Совместно с работодателями и региональными властями будет продолжена работа по созданию ресурсных центров начального и среднего профессионального образования. Развивая уровневое образование, мы продолжим уже начатую работу по внедрению стандартов нового поколения, которые обеспечат баланс фундаментальности образования и эффективного использования его результатов для инновационного развития. Будут расширены возможности формирования индивидуальных образовательных программ на основе широкого спектра востребованных образовательных моделей, обеспечена система прозрачного поступления на программы магистратуры, создан прикладной бакалавриат для обеспечения современной квалификации специалистов массовых специальностей, востребованных инновационной экономикой. Мы станем привлекать для подготовки бакалавров и наиболее продвинутые учреждения среднего профессионального образования. К 2010 году будут установлены нормативы финансирования по всем направлениям профильного и профессионального образования, это позволит повысить эффективность использования внебюджетных средств, обеспечит использование каждого вложенного рубля с максимальной отдачей.

Обновленные организационно-экономические механизмы найдут свое отражение в законодательном акте, интегрирующем все уровни образования, и работа по его созданию уже ведется в сотрудничестве с представителями высшей школы, работодателями и законодательной властью.