Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ:

- Программа до 2020 года предполагает рост бюджетных расходов на образование примерно 10-14 процентов в год. На самом деле в трехлетнем бюджете заложен рост примерно в 20 процентов. На полицейские структуры, для сравнения, рост предусмотрен в 45 процентов. Если раньше говорили о бюджете, что в нем могут быть пушки вместо масла, теперь можно говорить, что дубинки вместо книг. Кстати, что касается нацпроекта «Образование», то его финансирование в 2009 году сократится вдвое.

Президент РФ Владимир Путин говорил, что зарплата в образовании должна быть выше, чем средняя зарплата по стране. На самом деле предполагается, что в коммерческом секторе зарплата увеличится в среднем на 44 процента, а в образовании только на 27 процентов. То есть произойдет относительное обнищание интеллигенции. Мы предлагаем пересмотреть бюджет: в ближайшие три года удвоить в реальных деньгах финансирование образования, а зарплату наращивать со скоростью плюс 50 процентов каждый год. Мы думаем, что нужно отменить или отсрочить введение законов о ЕГЭ, о двухуровневом образовании, об автономных учреждениях.

Владимир Жириновский, председатель ЛДПР:

- Кто дал рекомендации направлять детей в первый класс с шести лет? Наоборот, нужно отправлять их учиться в восемь! Чем позже, тем лучше. Это и здоровье ребенка сохранит, и позволит делать более осознанный выбор школы и предметов, устанавливать более серьезные отношения между детьми. Семья должна иметь право отправлять детей в школу тогда, когда она посчитает это нужным. В школе нужно продолжать вводить 12-летку. Если у нас демографическая проблема и количество мест во всех вузах уже больше, чем количество абитуриентов, давайте отменим вообще вступительные экзамены. Что мучиться - нужен ЕГЭ или не нужен. Давайте один раз в году примем всех абитуриентов без экзаменов и сэкономим огромное количество денег, ликвидируем коррупцию в вузах. Заочную и вечернюю формы обучения в вузах нужно закрывать. Это только наносит ущерб здоровью и не дает никаких результатов. Не должно быть никакого экстерната, будущий дипломированный специалист должен ходить на все лекции, на все семинары, заниматься спортом, художественной самодеятельностью, учиться самоуправлению.

Сегодня в вузах есть президенты и ректоры, двоевластие. Деятельность президента в вузе будет только мешать.

Михаил Тарасенко, председатель Горно-металлургического профсоюза России:

- Нужно вести речь не просто о модернизации, а о возрождении профессионального образования, так как ситуация с подготовкой квалифицированных рабочих кадров не соответствует не только потребностям нынешнего дня, но и потребностям дня вчерашнего. По информации, предоставленной Ассоциацией средних профессиональных специальных заведений горно-металлургического комплекса, сегодня их бюджет на две трети формируется от хозрасчетных групп обучаемых, что, кстати, противоречит 43-й статье Конституции РФ. Подавляющее число предприятий металлургии уже испытывает острый кадровый голод на рабочих сквозных профессий. В далеко не лучшем 1994 году в системе начального образования было подготовлено 7500 квалифицированных рабочих, а в 2006 году - только 2000 рабочих. Конечно, эта статистика определяется и демографической ситуацией, что, кстати, делает весьма проблематичным привлечение средств обучаемых. Но это также и результат недооценки начальной и средней профессиональной школы со стороны министерства и субъектов Российской Федерации, со стороны работодателей. Безусловно, в профессиональной школе есть свои лидеры, которые в нынешних условиях добиваются прекрасных результатов, 76 из них стали победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование» в 2007 году. Но в стране таких учреждений 6000, и далеко не все они имеют поддержку бизнеса, региональных и местных властей. Причем для большинства из них проблемы заключаются, во-первых, в устаревшей материально-технической базе, на которой невозможна подготовка современных специалистов, а во-вторых, в кадрах этих учреждений, уровень оплаты труда которых не только значительно ниже заработка тех специалистов, которых они призваны готовить, но и в два с лишним раза ниже средней заработной платы по России. Поэтому в преподавательском составе этого звена доминируют люди пенсионного возраста, чей багаж знаний сформировался давно и не соответствует потребностям дня сегодняшнего. Безусловно, в этой среди много подвижников, но уповать на них бесперспективно. При наличии большого числа примеров активного сотрудничества бизнеса и образования перелома ситуации не произошло. Начальное и среднее профессиональное образование продолжают оставаться падчерицами системы и, реально оценивая перспективы этого направления, не стоит строить иллюзий в отношении осознания бизнесом своей роли в формировании рабочих кадров. Многие из бизнесменов не хотят вкладывать средства в материально-техническую базу профессиональных учреждений, считая, что они добросовестные налогоплательщики и должны получать специалистов, подготовленных государством. Проблема заключается в том, что бизнес еще не мотивирован к активному участию в подготовке рабочих кадров.

Виктор Шудегов, председатель Комитета по науке, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации:

- 315 рублей - стипендия, которую получают учащиеся в системе начального и среднего профессионального образования. Это меньше, чем в системе высшего профессионального образования. Никогда не было такого разрыва в стипендиях, конечно, эту дискриминацию нужно в ближайшее время устранять. Причем ее закрепили законодательно, и очень большая проблема в том, что размер стипендии в наших законах прописан непосредственно в цифрах, поэтому поменять теперь можно это, только внося правку в федеральные законы, что сделать сложно.

Я предлагаю на законодательном уровне повысить с мая 2008 года стипендию обучающимся в системе начального и среднего профессионального образования до 600 рублей, а в последующем уйти от конкретного законодательного размера стипендии, установив его в размере 75 процентов от прожиточного минимума. Такой законопроект мы уже подготовили. Кроме того, я считаю, что нужно установить средние должностные оклады педагогических работников с 2009 года на уровне не ниже средней заработной платы в промышленности, то есть в соответствующих отраслях. Нам нужно добиться установления надбавок за ученые степени в среднем профессиональном образовании, ввести налоговые механизмы, стимулирующие работодателя принимать участие в подготовке кадров в ссузах и в профтехучилищах.