Период полового созревания делится на 2 этапа - препубертат и пубертат. Каждый этап характеризуется особыми изменениями в организме и внешности подростка.

На 1-м этапе полового созревания - препубертате (8-14 лет) активизируется выработка гормона роста, растет скелет и трансформируются пропорции тела. У девочки к концу этого этапа происходит резкое изменение «схемы тела».

Схема тела есть отражение в сознании - человека образа своего тела: его контуров, размеров, границ, положения частей тела относительно друг друга, одежды, обуви и др. Это пластичное представление, непрерывно перестраиваемое у человека в течение жизни. Во время полового созревания изменения в теле и внешности подростка кардинальны и стремительны, схема тела не успевает усвоить новые формы и пропорции, отсюда известная многим угловатость и неуклюжесть подростков. Это явление исчезнет со временем, когда схема тела подростка подстроится под свои новые габариты.

За 1-м этапом полового созревания следует этап пубертата (12-16 лет). Здесь гипофиз активно начинает продуцировать гормоны, влияющие на появление у девочки-подростка таких внешних изменений, как рост молочных желез, появление волос в подмышечной впадине и на лобке, которые свидетельствуют о скором появлении у нее первой менструации, о смене ее социального и психологического статуса и превращении в девушку. Эти физические и психологические изменения также должны быть усвоены и адекватно отражены в схеме тела.

Происходи указанные выше перемены у всех девочек одновременно, половое созревание протекало бы без столь частых в этом возрасте слез. Но в силу индивидуальных различий во времени наступления полового созревания и темпе его протекания взрослые часто сталкиваются с жалобами подростков на то, что по сравнению с подружками, например, у них слишком маленькая (большая) грудь, бедра, некрасивые черты лица, слишком плохая кожа. Список часто необоснованных девичьих претензий к себе порой бесконечен. Примечательно, что предметом жалоб чаще является именно внешность. Никто из подростков не жалуется, например, на то, что она недостаточно добра или слишком умна. Внешние черты наглядны, поэтому их легко сравнивать.

Внешнее сравнение порождает конкуренцию среди девочек - отсюда и слезы. Девочки, созревающие раньше, крупнее сверстниц, оттого чувствуют себя не такими, как все, стесняются и испытывают трудности при общении со сверстниками. Те, кто созревает медленнее остальных, часто страдают от насмешек коллектива по поводу своей «детскости», «незрелости». Но есть девочки, которые развиваются гармонично и не претерпевают резких перемен во внешнем облике, поэтому воспринимаются коллективом как более привлекательные и симпатичные. Они же, как правило, становятся для остальных идеалом для подражания и объектом зависти.

Как часть схемы тела внешность наиболее сильно видоизменяется в период полового созревания, поэтому при оценке подростком себя и других выступает на первый план. Со временем, как только схема тела подстроится под свои новые формы и пропорции, внимание подростков с внешности переключится на более важные человеческие качества: честность, порядочность, чувство юмора, ум, рассудительность и др. Но пока этого не произошло, «Академия Always» рекомендует учителям и классным руководителям обратить свои усилия на построение правильной коммуникации в классе. Заблаговременное, подробное и компетентное информирование со стороны школьных преподавателей одновременно всего коллектива девочек об этапах, особенностях и индивидуальных различиях в половом созревании способно снизить конкуренцию между девочками-подростками и гармонизировать взаимоотношения в классе.

Елена Черепкина, эксперт по психологии «Академии Always»